«Я чувствовал эйфорию». Как Валерий Карпин строил бизнес в Испании

    Недвижимость, велоспорт и благотворительность – чем занимался будущий главный тренер сборной России после завершения карьеры игрока
    главный тренер сборной России по футболу Валерий Карпин /РФС

    Строительно-разрушительный бизнес

    В 1994 г., после четырех чемпионских сезонов в московском «Спартаке», Валерий Карпин уехал играть в Испанию. Сначала в «Реал Сосьедад» из Сан-Себастьяна, спустя два года в «Валенсию», оттуда на пять лет в «Сельту» из Виго. Завершать карьеру Карпин отправился в свой первый испанский клуб, после чего вернулся в Виго – город, который, по его собственному признанию, стал ему родным.

    После футбола Карпин переключился на бизнес: 15 лет карьеры на топ-уровне обеспечили стартовый капитал. В интервью «Чемпионату» Карпин рассказывал, что в спартаковский период получал $40 000 в год, в первые сезоны в Испании – $250 000, в середине 2000-х – ощутимо больше. На заработанные деньги бывший футболист открыл компанию Valery Karpin y Asociados Inmobiliarios S.L., чтобы заняться недвижимостью.

    В начале 2000-х испанский рынок переживал бум, спровоцированный быстрым ростом спроса на жилье и приходом иностранных инвесторов. Инвестиции в строительство считались очень перспективной историей. Карпин построил в Виго дом на улице Ареал и вложил 600 000 евро в строительство жилья на улице Прогрессо – это были его первые и успешные проекты.

    В 2003 г., спустя семь месяцев непростых переговоров, он приобрел старый приют для малоимущих «Пи-и-Маргалл». Двумя годами ранее постояльцев перевезли в другое здание, а журналистам объяснили, что историческое место будет продано инвестору. По информации издания La Voz de Galicia, претендентов на землю в центре Виго было несколько: строительная компания San Jose, каталонская сеть Layetana, которая даже достигла принципиального соглашения о приобретении этого участка с целью строительства апарт-отеля для пожилых людей. Но победил Карпин: приют запросил 8,41 млн евро (столько требовалось на строительства нового дома в Алькабре), а сделку в итоге закрыли с финальным чеком в 8,5 млн евро.

    Проблемный актив

    Через год к Карпину присоединился Мичель Сальгадо, тогда защитник мадридского «Реала». Футболисты были знакомы по выступлениям за «Сельту» в конце 1990-х. Однако издание El Salto Diaro утверждало, что Сальгадо в делах не участвовал, а выступал лишь прикрытием бывшего президента «Реала» Лоренцо Санса, главы компании SanSanz. Но никаких реальных доказательств его связи с Карпиным не нашли. Позже к футболистам присоединился политик Хосе Креспо, который помогал в переговорах с властями Виго.

    После приобретения приюта Карпин и Сальгадо начали скупать земельные участки района Баррио-ду-Кура, примыкавшего к старым кварталам города. Проект был масштабным: 350 домов должны были переделать под роскошные апартаменты с пешеходной зоной, общественным пространством, ландшафтным парком и большой коммерческой площадью на 12 000 м2.

    Футболисты закладывали под строительство бюджет в 130 млн евро – часть денег планировалось взять в кредит. Но старт работ затянулся из-за разногласий с чиновниками: местное правительство требовало выделить 30% квартир под государственное жилье, в то время как Карпин и Сальгадо хотели оставить лишь установленные законом 10%.

    Переговоры продолжались долго, строительство откладывалось – и тут наступил мировой кризис 2008 г., вследствие чего испанский рынок недвижимости лопнул, как мыльный пузырь. Проценты по кредитам, которые Карпин и Ко взяли в банках BBVA и Santander, росли, из-за чего долг в итоге вырос до 35 млн евро. Ни начать строительство, ни вернуть деньги в тот момент было нереально, и приобретенная земля оказалась в залоге у банков.

    В 2008 г. Карпин перебрался в Москву в качестве нового генерального директора «Спартака». Переезд, как он сам признавался испанским журналистам, был спонтанным – решение он принял «на ходу». Перед отъездом Карпин разослал в медиа письмо, в котором объяснил причины решения уехать из Виго и оставить бизнес: первая – это важность «Спартака» в его жизни и личные уговоры со стороны владельца клуба Леонида Федуна; вторая – его усталость.

    «Когда я ушел из футбола, мне было все ясно: я хотел жить в Виго и вкладывать свои деньги в город, – объяснялся Карпин. – Хотел внести свой вклад в его улучшение инновационными и художественными проектами. Я нашел партнеров с таким же настроем, и все закрутилось. Я чувствовал эйфорию. Постепенно мы обнаружили, что в нашей профессии интересы политических игр преобладают над интересами города <…>

    Когда вы без сил добираетесь до конца пути после марафона, финансовая система переворачивается с ног на голову: где «раньше все что-то стоило» – «теперь ничего не стоит». Будем надеяться, что скоро будет найдено равновесие ради экономики страны.

    Наш сектор переживает трудные времена, и наша компания не является исключением. Как говорит мой партнер, мы находимся в то время, когда нужно все «переосмыслить». Этим мы и займемся».

    После отъезда Карпина здания в Баррио-де-Курро остались заброшенными и стали приютом для бомжей и наркоманов – галисийские СМИ не раз писали об этом, призывая власти как-то решить проблему. В 2014 г. банки, у которых Карпин брал кредит, сначала выставили землю на аукцион, но позже заморозили процесс: ожидалось, что в дело включатся российские инвесторы. Но из России никто не пришел, Карпин тоже к проекту не вернулся.

    Надежда на развитие района появилась в 2018-м, когда инвестиционный фонд американского банкира Роберта Гиббонса Autonomy Global Opportunities при поддержке банка Morgan Stanley полностью погасил долг Карпина, тем самым выкупив принадлежавшие его компании земли в районе Баррио-де-Курро. Американцы пришли со своим проектом «крупнейшей частной урбанизации в центре Виго», который согласовали в 2020 г.

    Помощь местному спорту

    Еще до первых сделок с недвижимостью Карпин вкладывался в развитие местного спорта – финансово поддерживал волейбольную и регбийную команду.

    «В детстве я и сам играл в волейбол, и был весьма неплох, – рассказывал он испанским журналистам. – Случайно познакомился с президентом местного клуба: он попросил поддержать их, я согласился. Я не пытаюсь заработать на этом деньги – хочу просто помочь людям».

    С 2000 г. по 2004 г. команда носила название «Карпин Виго» – у него было 40% акций клуба. Кроме того, Карпин финансово помогал «Виго Регби Клуб» – в команде, вылетевшей во второй дивизион, играло несколько его друзей.

    Еще одна история о поддержке спортивных инициатив – помощь Карпина пловцу-паралимпийцу Себастьяну Родригесу. Парня посадили по подозрению в принадлежности к террористической группировке GRAPO и соучастии в убийстве. В тюрьме он стал инвалидом – сказалась объявленная им голодовка. На свободу Родригес выехал на коляске, но занялся спортом, начал участвовать в соревнованиях для людей с ограниченными возможностями и собирать одну медаль за другой. На Параолимпиаду-2004 Родригес поехал при финансовой помощи Карпина.

    «Он осознал ошибки молодости и проявил себя большой личностью, человеком мужественным и высокоодаренным», – объяснял предприниматель свое решение.

    В Афинах Родригес выиграл три золотых и одну бронзовую медаль.

    Еще один глобальный проект Валерия Карпина в Испании – профессиональная велокоманда. В 2007 г. он стал президентом и совладельцем команды Fundación Ciclismo Galego, созданной по инициативе и при финансовой поддержке местных властей. С приходом Карпина она сменила название на Karpin Galicia, так как он и банк Caixanova обеспечивали 67% бюджета.

    «Наш проект рассчитан на три года, – рассказывал журналистам Карпин. – В первый сезон для нас главное – встать на ноги. В следующем году планируем участие в гонках Гранд-тура. Если удастся привлечь новых спонсоров, будем ставить перед собой самые высокие задачи».

    В 2008 г., когда строительный бизнес Карпина развалился, он вышел из дела. Команду спасло правительство региона, взяв на себя 64% бюджета, и подыскав нового спонсора. С ним сменилось и название – Xacobeo Galicia.

    На компанию Карпина власти подали в суд, чтобы взыскать 1,9 млн евро неуплаченных спонсорских взносов. Спустя три года выяснилось, что выплачивать долг нечем: имущество заложено в банках, а личных средств не хватит – он и без того должен тысячи евро.

    Постепенно банки-кредиторы забрали все активы Карпина, а в 2015 г. его испанская компания окончательно закрылась. В России бизнес он уже не строил – занимался только футболом. И пока у него получается лучше, чем в строительстве. На новой работе – в сборной России – Карпин уже обзавелся рекордом: стал первым тренером в истории команды, который выиграл пять из шести первых официальных матчей.