Событие года: в Российской премьер-лиге впервые за 14 лет сменился руководитель
Место Сергея Прядкина занял «антикризисный менеджер» Ашот ХачатурянцЗа последние несколько лет поводов для глобальных перемен в руководстве Российской премьер-лиги (РПЛ) накопилось достаточно. Президент Cергей Прядкин не раз демонстрировал непоследовательность в стратегических вопросах. В марте 2017 г. он говорил о возможности расширения лиги после ЧМ-2018. В апреле – о сокращении до 14 команд, в 2019-м – снова о расширении до 18 клубов и с перспективой увеличения до 20-22.
Более того, осведомленность президента лиги о происходящем в российском футбольном хозяйства часто вызывала вопросы. Так, 28 февраля 2019 г. Прядкин заявил, что в «Лужниках» играть нельзя до мая, а уже 1 марта стадион официально получил разрешение принимать матчи РПЛ.
При Прядкине лига так и не научилась грамотно составлять календарь чемпионата: то запаздывала с его публикацией, то странно распределяла матчи, отправляя команды летом играть на жарком юге, а зимой – в холоде.
Кроме того, в период правления Прядкина лига потеряла несколько команд. Из-за финансовых проблем прекратили существование «Москва», пермский «Амкар», «Тосно» из Ленинградской области. В 2021 г. список обанкротившихся клубов пополнил «Тамбов». Чтобы пересмотреть подход к процедуре лицензирования, Прядкину понадобилось несколько раз столкнуться с одной и той же проблемой.
Апофеозом управленческой безграмотности РПЛ стал коронакризис. Летом 2020-го, после возвращения чемпионата после вынужденной паузы, в командах случались вспышки болезни, они уходили на карантин и либо получали техническое поражение, либо играли резервным составом. Лига много говорила про опыт Бундеслиги, но на практике превратила его в беспорядок: контроль (и ответственность) за соблюдение всех норм переложили на клубы, поэтому одни закрывались на базах, а другие позволяли игрокам разъезжать по родственникам. Кроме того, команды должны были сами договариваться о переносах, а лига лишь визировала принятое клубами решение. В итоге кто-то выпускал на матч РПЛ школьников (так «Ростов» уступил 10:1 «Сочи» из-за отказа хозяев встречи перенести ее), а кто-то все-таки сдвигал игру на более поздний срок. Президент лиги лишь наблюдал за происходящим.
При этом Прядкин четырежды (2007 г., 2010 г., 2015 г., 2020 г.) избирался на пост главы РПЛ единогласно – других кандидатов просто не было. Последний раз получилось совсем комично – без выборов. «Это произошло в конце собрания, – рассказывал он журналистам после. – Вышло так, что у меня срок заканчивается в апреле, за месяц до конца чемпионата. Клубы посчитали, что это неправильно. Поэтому клубы единогласно приняли решение меня переизбрать на пять лет. За это им большое спасибо». Тот факт, что подобная «процедура» противоречит уставу РПЛ участников лиги не волновал.
Разговоры об уходе Прядкина активизировались летом 2020 г. Он тогда лишь отшучивался: «Я тертый калач». Но недовольство клубов нарастало: непоследовательность в период пандемии, нежелание руководства замечать критику, судейские скандалы и, наконец, невнятная позиция лиги в ситуации с новым телеконтрактом. К октябрю 2021 г. терпение участников РПЛ лопнуло: 12 из 16 представителей команд готовы были выдвинуть вотум недоверия президенту. Прядкин сыграл на опережение и ушел сам.
Снова ничего не сказав.
«Казалось, что все стабилизировалось, но в итоге 12 клубов из 16 оказались за то, чтобы Прядкина поменяли, – сказал после почетный президент РФС Вячеслав Колосков в разговоре со «Спорт-Экспрессом». – В этой ситуации лучше убрать с себя полномочия добровольно, чем быть уволенным за недоверие клубов».
Долго без работы Прядкин не сидел – в начале ноября он занял должность советника/консультанта высшего руководства УЕФА. «Он помогает организации в наших отношениях с различными заинтересованными сторонами», – говорится в официальном сообщении.
Работать над улучшением российского клубного футбола теперь будет Ашот Хачатурянц, который до этого занимал должность главы судейского комитета РФС. После месяца в статусе и.о. клубы единогласно избрали его новым президентом. «Цель – чтобы в лигу пришли деньги, большие деньги, – говорил он в интервью «Матч ТВ». – Чтобы клубы больше зарабатывали. А бизнес любит понятную среду, то есть понятные правила – для этого необходимо провести реформы».
За месяц, что Хачатурянц работал в статусе и.о., в лиге провели аудит, результаты которого стали для него неожиданными – например, менеджера поразило отсутствие электронного документооборота. По итогам проверки началась разработка концепции стратегического развития, в основу которой легли вопросы лимита («нет здоровой конкуренции среди доморощенных футболистов»), новых регламентов («история с «Тамбовом» не должна повториться»), централизованной работы с Роспотребнадзором и сохранению зрителя, «несмотря на ковидные времена».
Хачатурянца часто называют успешным «антикризисным менеджером» за его умение решать проблемы бизнеса. С этой же целью его позвали в судейский корпус, но за два года работы там случилось больше скандалов, чем ярких реформаторских решений. И все же для лиги новое лицо спустя 14 лет – уже большой шаг на пути к переменам. Главное – чтобы они были позитивными.