Сделка года: «Матч ТВ» заплатил за РПЛ в 4 раза больше – лига впервые допустила конкуренцию

    РПЛ неофициально позволила нескольким игрокам медиарынка участвовать в гонке за права и добилась $100 млн за 4 года
    Максим Стулов / Ведомости

    Сезон 2021/22 – последний в действующем контракте РПЛ с «Матч ТВ», по нему лига получает около 1,7 млрд рублей в год, а с сезона 2022/23 будет зарабатывать в среднем по 7,15 млрд. Новый контракт предусматривает прогрессивную шкалу: по 6,6 млрд рублей в первые два сезона и по 7,7 млрд за два следующих.

    О желании показывать РПЛ публично заявляли несколько компаний: «Матч ТВ» из семейства «Газпром-медиа», сервис Okko, входящий в структуру «Сбера», а также интернет-проект Start, принадлежащий «Мегафону». Позиции Okko сразу выглядели мощно, именно онлайн-площадку воспринимали как главного конкурента «Матч ТВ», к тому же в структуру Okko в течение 2021 г. перешли сразу несколько бывших сотрудников «Газпром-медиа», в том числе продюсер Гавриил Гордеев, отвечавший за развитие канала «Матч Премьер», созданного специально для трансляций РПЛ.

    Борьба обострилась, когда лига отказалась от первого предложения «Матча»: канал как действующий вещатель пробовал приоритетно забрать продление за 4 млрд рублей в сезон, причем не только за медиа-, но и за коммерческие права.

    При таком раскладе речь вряд ли шла бы о росте общей выручки РПЛ, потому что «Газпром-медиа» забирал бы себе право продавать титульное спонсорство (сейчас приносит 300 млн рублей за сезон по контракту с Тинькофф), партнерство с букмекером («Лига ставок» платит 600 млн рублей за этот статус) и другие слоты – при том, что на рынке справедливо ожидают двукратного роста стоимости этих контрактов на новый цикл, а также возможности продавать другие спонсорские возможности, лига бы наверняка не получила значительно больше.

    В итоге РПЛ оставила коммерческую часть за собой и добилась значительного улучшения условий.

    Представители лиги подтверждали, что общались со всеми заинтересованными компаниями, но официально конкурса так и не объявили. Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев после финального решения в пользу «Матча» заявил, что лига добилась своей цели и без тендера. Существует версия, что «Газпром-медиа» предупредил: на открытый конкурс выйдут с менее щедрым предложением, а при гарантированном продлении готовы на большее.

    Решение о том, что нужно соглашаться на этот вариант и не проводить тендер, приняли 5 октября – в тот же день, когда в РПЛ произошла смена власти. Сообщалось, что в начале собрания клубов многолетний президент лиги Сергей Прядкин подал в отставку, а решение в пользу «Матч ТВ» приняли в первые часы Ашота Хачатурянца как исполняющего обязанности.

    Амбициозный план того, как отбивать затраты, у «Матча» наверняка есть – деталями канал пока не делился. Одна из деталей, которая отличает эту сделку – о передаче прав договорились за восемь месяцев до старта нового турнира. Это гораздо ближе к европейским стандартам и явно открывает больше возможностей в сравнении с тем, как договоренности о предыдущем контракте достигали за несколько недель до старта сезона.

    Кроме того, «Матч ТВ» в 2021 г. не только сохранил свой главный наравне с футбольными еврокубками актив, но и вернул ключевой из упущенных за последние годы: с сезона 2022/23 на каналы холдинга вернется Английская премьер-лига, которую три сезона эксклюзивно показывал Okko. Причем «Газпром-медиа» подписал контракт сразу на шесть лет. Подтвержденных данных о стоимости нет, в медиа звучали инсайды о затратах от 15 млн евро за сезон до 100+ млн евро за контракт в целом.

    Другие материалы в сюжете