Правильный образ и отказ от сделок дешевле миллиона евро: как Зидан зарабатывает на спонсорах

У Зидана перерыв в тренерской карьере, но его бизнес-проекты не останавливаются
Thaust Denis / Avenir Pictures / ABA

На прошлой неделе Зинедин Зидан встретил 50-летний юбилей в статусе безработного тренера. Год назад Зизу во второй раз покинул «Реал». Этим летом он ответил отказом «Пари Сен-Жермен» и теперь ждет возможности возглавить сборную Франции, которую нынешний тренер Дидье Дешам повезет в Катар-2022 в статусе действующего чемпиона мира. Если работу в футболе Зидан время от времени ставит на паузу, его бизнес-проекты не останавливаются. «Ведомости. Спорт» рассказывают о главных из них.

Бесспорная рекламная фигура

Трансфер Зинедина Зидана из «Ювентуса» в «Реал» за 75 млн евро в 2001 г. в течение восьми лет был самым дорогим в мире. К 2001 г. он выиграл с Францией чемпионаты мира и Европы, стал обладателем «Золотого мяча»-1998 и запустил компанию Zidane diffusion, которая управляла его имиджевыми правами. В компании работали только родственники игрока, а ее уставной капитал составлял 38 000 евро.

По данным журнала L'Expresse, в 2006 г. рекламные заработки Зидана (8,6 млн евро) превосходили его годовую зарплату в «Реале» (6,4 млн евро). В мае 2018 г., после первой отставки Зидана с поста главного тренера мадридского клуба, британские медиа оценивали состояние француза в 70 млн евро. В феврале 2021 г. Зидан превратился в самого дорогого в мире футбольного тренера-инфлюенсера. Рекламный пост в его соцсетях оценивался в 200 000 евро.

Ни один из спонсоров не отвернулся от Зидана после его знаменитого удара головой в грудь Марко Матерацци в финале ЧМ-2006. Рекламодателей не смутило ни агрессивное поведение Зизу, ни чисто футбольные последствия поступка: Франция лишилась ключевого игрока и уступила Италии в серии пенальти.

Зидан помог сборной Франции выиграть ЧМ-98 и был признан лучшим футболистом мира /Imago / TASS

«Зидан был послом нашей компании десять лет. Он останется таковым до 2017 г. и вообще может оставаться им столько, сколько сам захочет», — сказал официальный представитель немецкой компании Adidas. Мобильный оператор France Telecom и Generali France также официально объявили об отказе прерывать соглашения.

Группа авторов из частного университета Дьюка в Северной Каролине в работе «Коммерциализация имиджа Зидана после 1998 г.» описала причины маркетинговой привлекательности француза, а также важные принципы его работы с рекламодателями.

1. Переход из «Бордо» в «Ювентус» в 1996 г. С переездом в Италию заработки Зидана увеличились втрое. Тогда же сформировался его футбольный образ. Зидан стал плеймейкером мирового уровня и заслужил сравнения с Мишелем Платини, который также играл за «Ювентус» и сборную Франции, причем тоже на позиции десятого номера.

2. Зидан стал «бесспорной» рекламной фигурой. Сборная Франции времен Зидана была многонациональной командой. В ее составе были уроженец Ганы Марсель Десайи и родившийся в Новой Каледонии Кристиан Карамбе, у Давида Трезеге были аргентинские корни, а у Юри Джоркаеффа — армянские и польские. «Немного искусственно привозить игроков из-за рубежа и называть это французской командой», — говорил по ходу ЧМ-1998 лидер партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен.

Зидан и его имиджмейкеры стали продвигать образ «цельного» француза. Футболист говорил в интервью не о своем кабильском происхождении, а о жизни в Ла-Кастеляне, алжирском иммигрантском пригороде Марселя, и полученном в семье воспитании. Считается, что именно его роль стала ключевой в укреплении этнической терпимости во Франции тех лет. При праздновании победы сборной на ЧМ-1998 алжирский флаг на Елисейских полях развевался вместе с французским триколором, а лицо Зидана было спроецировано на Триумфальную арку. Для спонсоров же было важно, что игрок не давал повода для противоречий: отказывался от разговоров о политике и расизме, рассуждал о семейных ценностях.

3. Следование принципам. Всемирное признание и авторитет в футбольном мире позволили Зидану диктовать условия спонсорских сделок, а также тщательно охранять свой имидж. Прежде всего, француз отказался от того, чтобы его использовали в каких-либо политических или коммерческих целях без его явного одобрения. Кроме того, с определенного момента агент Ален Мильяччо, занимавшийся делами Зидана, стал отказываться от любых деловых предложений стоимостью менее 1 млн евро. Еще один любопытный пример — однажды Зидан запретил использовать свое изображение на пакетах для покупок, утверждая, что упаковки с его лицом будут неизбежно падать на пол или землю и это испортит его имидж.

Зидан до сих пор работает с Adidas

Немецкий бренд поставил на Зидана как на одного из своих главных амбассадоров после его трансфера в «Ювентус» в 1996 г. Сотрудничество началось с рекламы бутс. Интересно, что первая команда в профессиональной карьере Зидана — «Канн» — также играла в футбольной обуви Adidas. Лишь в «Бордо» с 1992 по 1996-й Зизу выступал в бутсах японского бренда ASICS, который был техническим спонсором клуба.

В «Ювентусе» француз перешел на инновационную модель Adidas Predator. В бутсах модели Predator Accelerator он выиграл ЧМ-1998, а чемпионом Европы-2000 стал в обуви Predator Precision. В мае 2022 г. Adidas в честь 20-летия одного из самых знаменитых голов Зидана — в ворота «Байера» в финале Лиги чемпионов 2002 г. — запустил в продажу модель бутс Predator Mania, в которых француз вышел на матч с немцами. Также известно, что в 2006 г. Adidas продал более миллиона пар бутс модели Predator Absolute в золотом цвете, в которых Зидан играл на ЧМ-2006. Для француза тогда было выпущено семь пар — на семь матчей турнира.

Зидан и Adidas — вместе больше 25-ти лет /imago / PanoramiC

Зидан и Adidas сотрудничают до сих пор. Компания содействует Зизу в управлении двумя спорткомплексами Z5 в пригородах Марселя. Первый из них открылся в 2009 г. в Ле-Миле. Его строительство обошлось в 4 млн евро. На территории центра семь футбольных полей для игры в формате «пять на пять». Их аренда варьируется от пяти до восьми евро с человека в час. Также в Z5 есть фитнес-центр и ресторан, здесь же оказываются услуги косметолога, диетолога и остеопата. В Z5 можно проводить детские дни рождения и устраивать корпоративные совещания в конференц-залах. Adidas разместил на территории спорткомплекса собственный магазин.

В 2021 г. Adidas помогала Зидану открыть клуб с четырьмя кортами для занятий паделом — это смесь большого тенниса, пинг-понга и сквоша. Этот центр также носит название Z5 и располагается в Экс-ан-Провансе: когда Зидану было 14 лет, именно здесь его заприметили селекционеры «Канна», в котором он дебютировал в профессиональном футболе.

В марте 2022 г. испанское издание Marca сообщило о встрече Зидана с норвежским нападающим Эрлингом Холандом в штаб-квартире Adidas в Херцогенаурахе. За пару месяцев до встречи у норвежского нападающего, на тот момент еще выступавшего за дортмундскую «Боруссию», истек контракт с Nike. Переманить Холанда в Adidas (с перспективой перехода в «Реал») пытались с помощью Зидана. Правда, к середине июня эксклюзивный поставщик бутс у норвежца так и не появился.

Другие сделки с участием Зидана

Danone. Сотрудничество Зидана с производителем молочных продуктов длилось с 2004 по 2015 гг. и было настолько успешным, что компания рассматривала возможность предоставить ему пост в совете директоров. В 1999 г. Зидан стал рекламным лицом Danone, а в 2004-м — амбассадором компании по детским проектам. В рамках соглашения Зидан ездил на открытие заводов Danone в Турции и Бангладеше, где играл в футбол с детьми и студентами. Также Зидан на протяжении десяти лет был амбассадором турнира Кубок наций Danone. В соревнованиях участвуют непрофессиональные детские команды в возрастной группе 10–12 лет. Турнир проходит при поддержке Международной федерации футбола (ФИФА), Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Французской федерации футбола (FFF). В 2019 г. патроном турнира вместо Зидана стал защитник сборной Франции Рафаэль Варан. Это была символичная передача эстафеты, ведь в 2011 г. Зизу, работавший на тот момент директором «Реала», вел переговоры о трансфере Варана в мадридский клуб из французского «Ланса».

На протяжении десяти лет Зидан был амбассадором турнира Кубок наций Danone /Moritz Thibaud / ABACA

Мода. После завершения игровой карьеры Зидан стал первой моделью-мужчиной Кристиана Диора. С 2007 по 2012 гг. Зидан рекламировал продукцию компании Grand Optical. Стоимость сделки составляла 450 тысяч евро в год. В 2010 г. Зизу начал представлять Y-3, авангардную линию одежды Adidas, разработанную вместе с японским дизайнером Едзи Ямамото. Во время одного из модных показов француз даже появлялся на подиуме.

В том же 2010-м бренд Louis Vuitton выпустил культовый ролик, в котором Зидан играл в настольный футбол с Пеле и Диего Марадоной. По мнению пользователей в YouTube, мало кто из действующих и завершивших карьеры игроков смотрелся бы так органично с двумя главными футбольными легендами 20 века.

Кроме того, испанский бренд Mango Man привлекал Зидана для рекламы коллекций сезона весна-лето 2015 и осень-зима 2015–2016 гг. На черно-белых снимках из рекламной кампании мужской коллекции H.E. by Mango Зидан предстал в рубашке, галстуке и куртке из денима. Съемки проходили в Мадриде. До Зидана к съемкам привлекался защитник «Барселоны» Жерар Пике.

Посол ЧМ-2022 в Катаре. С сентября по декабрь 2010 г. Зидан был послом заявки Катара на проведение ЧМ-2022. Впоследствии в интервью L’Equipe он отказывался раскрывать стоимость гонорара, но назвал сумму внушительной: «По договоренности с катарской федерацией я не могу назвать конкретную сумму. Газеты пишут о 10, 11, 12 млн евро… Скажу вам так – мне заплатили безумные деньги, это даже не четвертая часть того, что упоминается в прессе <…> Я был в долгу перед этими людьми, потому что в свое время отказался завершать карьеру в Катаре, хотя мне предложили самому вписать гонорар в контракт. Так что мне хотелось однажды помочь им, что я и сделал».

Orange. В 2016 г. оператор телефонной связи подписал с Зиданом трехлетний контракт на сумму 6 млн евро. Orange была партнером футбольного Евро-2016 и по итогам каждого матча выбирала лучшего болельщика точно так же, как организаторы выбирают лучшего игрока. Зидан стал лицом этой кампании.

Бонус. В декабре 2021 г. в Торрехон-де-Ардос (пригороде Мадрида) открылся торговый центр Oasiz Madrid, который занимает площадь 90 000 квадратных метров и оборудован 4000 парковочных мест. На территории коммерческого пространства размещаются 30 ресторанов, гастрономический рынок, ультрасовременные кинотеатры и площадки для концертов. По сообщению испанского портала El Confidencial, здесь же может открыться первая в мире академия Зинедина Зидана. У футболиста есть серьезный аргумент в переговорах с владельцами торгового центра: на созданном ими пространстве нет спортивной инфраструктуры.