«Языковой барьер — это не барьер». Почему тренеры из России давно не работают за границей

    Недостаток образования, высокая конкуренция и разница в ментальности. Но у Черчесова получается
    В «Ференцвароше» у Станислава Черчесова пока все складывается удачно не только на внутренней арене, но и в еврокубках /ФК «ФЕРЕНЦВАРОШ»

    Черчесов творит историю

    На волне успеха советского футбола конца 1980-х (сборная в 1988 г. взяла серебро Евро и золото Олимпиады, киевское «Динамо» в 1986 г. победило в Кубке Кубков, а в 1987 г. дошло до полуфинала Кубка чемпионов) и перестроечных вольностей тренеры из СССР получили возможность практиковать за рубежом. Валерий Непомнящий тренировал сборную Камеруна на чемпионате мира 1990 г., позже работал в турецких «Генчлербирлиги» и «Анкарагюджю», корейском «Пучхон Юкон», а также в нескольких клубах Китая и Японии. Анатолий Бышовец в начале 1990-х уехал в кипрский «Лимасол», затем возглавлял сборную Кореи и трудился в португальском «Маритиму». В 2002 г. Гаджи Гаджиев пробовал себя в японском «Санфречче Хиросима», а Рашид Рахимов в начале нулевых почти два сезона руководил австрийским клубом «Адмира Ваккер».

    Теперь российский специалист в иностранном клубе большая редкость. За последние 10 лет лишь несколько тренеров получили подобный опыт, но, как правило, короткий и неудачный. Валерий Карпин с августа 2014 г. по февраль 2015 г. работал в испанской «Мальорке». Леонид Слуцкий в 2017 г. трудился в английском «Халле», а в 2018–2019 гг. — в голландском «Витессе». 

    Наиболее успешно проявил себя за рубежом Станислав Черчесов. С осени 2015 г. до лета 2016 г. он работал в варшавской «Легии», а с декабря 2021 г. возглавляет «Ференцварош» из Будапешта. 

    Остальные примеры тренеров-россиян за границей касаются либо ближнего зарубежья (Александр Крестинин в сборной Киргизии), либо совсем слабых лиг (летом 2022 г. Дмитрий Черышев принял «Санта-Колому» из Андорры).  

    «У Черчесова есть агент, который работает по Европе, — объясняет «Ведомости. Спорту» экс-игрок сборной, а ныне тренер Игорь Шалимов. — Если тобой никто не занимается, то в иностранную лигу не приедешь. Мне как-то звонили из «Фоджи», тогда она еще играла в Серии B, но это потому, что я за нее выступал. Клуб вылетел в Серию C и обанкротился, и с работой там у меня не получилось». 

    Кроме того, считает Шалимов, Черчесову за рубежом помогает мощная история со сборной России на чемпионате мира 2018 г. «Все же считают, что это был сумасшедший успех. Если бы мы не вышли из группы, ему сложнее было бы найти работу», — добавляет Шалимов.

    Станислав Черчесов дебютировал в Европе в качестве тренера более 18 лет назад /ФК «ФЕРЕНЦВАРОШ»

    Правда, должность в польской «Легии» Черчесов получил еще до работы в сборной России: в сезоне 2015/16 он привел команду из Варшавы к победе в чемпионате, приняв ее по ходу турнира за пределами топ-3, и в Кубке страны. Но затем контракт был расторгнут (на год раньше срока) по обоюдному согласию — тренер не договорился с руководством по ключевым вопросам развития клуба.

    «С «Легией» не выиграть чемпионат — это был бы полный провал, — комментирует успех Черчесова Шалимов. — «Ференцварош» тоже сильная команда». 

    В Будапеште у Черчесова пока все складывается удачно. В сезоне 2021/22 его команда выиграла чемпионат, а в нынешнем достойно смотрится в Лиге Европы и идет на первом месте в группе с «Трабзонспором», «Црвеной Звездой» и «Монако». «Ференцварош» близок к выходу в весеннюю часть еврокубка, что не удавалось команде с сезона 1974/75 — тогда клуб в финале Кубка Кубков уступил киевскому «Динамо». 

    Прыжки через языковой барьер

    На фоне большинства российских тренеров у Черчесова есть преимущество. Экс-голкипер сборной России и «Спартака» много лет играл в Европе: в 1993 г. стал выступать за дрезденское «Динамо», а в 1996 г. перешел в австрийский «Тироль», где, по сути, завершил карьеру игрока и начала тренерскую.

    «На его стороне опыт и хорошая школа, — отмечает в интервью «Ведомости. Спорту» экс-защитник «Локомотива» Дмитрий Сенников. — В «Тироле» Черчесов наблюдал за будущими коллегами и набирался опыта. Наверное, он понимает менталитет европейцев и знает, как с ним работать». 

    В статусе тренера Черчесов дебютировал в скромном «Куфштайне» в 2004 г., после чего возглавил «Ваккер-Тироль» из Инсбрука. Клуб возник на месте обанкротившегося «Тироля», где Черчесов играл под руководством будущего тренера сборной Германии Йоахима Лева. Российский специалист тренировал австрийскую команду два сезона, вывел ее в высшую лигу, а позже вернулся на родину.

    У Слуцкого, нынешнего тренера казанского «Рубина», путь в Европу получился совершенно другим. Его игровая карьера прервалась бытовой травмой еще на молодежном уровне в Волгограде. Став тренером в 21 год, Слуцкий постепенно дорос до поста главного в топ-клубе (ЦСКА) и сборной (2015–2016), а в 2017 г. неожиданно уехал в Англию. К тому моменту весь его международный опыт ограничивался стажировками в «Челси». Чтобы удержаться в сверхконкурентном чемпионшипе — втором по силе дивизионе страны, — этого оказалось мало. В «Халле» Слуцкий проработал меньше полугода: опустил команду на 20-ю строчку и был уволен.

    Но уже весной 2018 г. Слуцкого позвали в голландский «Витесс», принадлежавший тогда российскому предпринимателю Александру Чигиринскому. Команда из Арнема играла нестабильно и завершила чемпионат 2018/19 на пятом месте, а осенью 2019 г. после пяти поражений подряд Слуцкий подал в отставку. 

    «Сложно сказать, что именно не получилось у Слуцкого, — размышляет Сенников. — Он же когда-то давно ездил в Англию, чтобы присмотреться: бывал в «Челси» и в других клубах. Но Слуцкий не жил за границей, в Москве у него устоявшаяся жизнь — в таких условиях сложнее начинать работу за рубежом».

    Хотя Слуцкий старался адаптироваться и учил язык — перед подписанием контракта с «Халлом» даже поступил в престижную школу «Риверсдаун». 

    «Языки можно выучить, — считает Шалимов. — Я по-итальянски говорю, Черчесов английский неплохо знает, ну а если ты можешь общаться с игроками только по-русски, то у тебя шансов в Европе нет». 

    Контракт Черчесова с «Ференцварошем» рассчитан до конца сезона 2023/24 /ФК «ФЕРЕНЦВАРОШ»

    Впрочем, в «Легии» Черчесов часто пользовался услугами переводчика, и Сенников считает, что в этом нет ничего страшного: «Хорошо, если российский тренер говорит, например, по-английски, но в любом случае есть переводчики. Языковой барьер — это не барьер».

    Доверимся своим

    Если раньше российские тренеры закрывали позиции в Азии и Африке из-за дефицита местных кадров, то теперь конкуренция обострилась. К примеру, в чемпионате Южной Кореи, куда раньше часто заезжали зарубежные специалисты, сейчас работают исключительно корейцы. 

    «Когда иностранец работает в другой лиге, важно понимать ментальность, — рассказывает «Ведомости. Спорту» экс-тренер «Локомотива» и других российских клубов Рашид Рахимов. — Скажем, почему у многих зарубежных тренеров в России не получается? Они сталкиваются с ментальностью, которой в Европе нет. У нас нужно понимать специфику региона. Кавказ, Урал, Москва, Казань — это очень разные условия».  

    Возможно, по этой причине далеко не каждая европейская лига охотно приглашает иностранных специалистов. Самый космополитичный — чемпионат Англии, где в 20 командах только пятеро тренеров местные. Остальные крупные турниры Европы в большей степени ориентируются на собственные кадры. 

    «В Италию иностранцев не подпускают, — продолжает тему Шалимов. — Серб Синиша Михайлович (играл за «Рому», «Сампдорию», «Лацио» и «Интер», тренировал «Милан», «Фиорентину», «Болонью» и др. — «Ведомости. Спорт») там уже сто лет, по-итальянски говорит прекрасно, живет в этой стране давно. Так во всех топовых чемпионатах, кроме АПЛ, но там работают топ-тренеры. Пока иностранцы в Англию не поехали, там футбол был примитивный». 

    Впрочем, Михайлович с сентября без работы, зато в Серии А нашлось место португальцу Жозе Моуриньо (работает в «Роме»), сербу Деяну Станковичу («Сампдория») и хорвату Ивану Юричу («Торино»), но каждый давно зарекомендовал себя в Италии либо как игрок, либо как тренер. С ходу получить работу в местной лиге — задача со звездочкой.

    В этом плане российский чемпионат следует тенденциям, присущим более слабым европейским лигам. К примеру, в 12 клубах Венгрии кроме Черчесова работают еще пять иностранцев — немец, испанец, словак и два серба. В 18 командах высшей лиги Польши трудоустроены шесть зарубежных тренеров — два немца, голландец, швед, серб и словак. В Турции, куда в последнее время все чаще уезжают российские футболисты, в 20 клубах работают сразу три итальянца (среди них — Андреа Пирло и Винченцо Монтелла), засветившийся в Англии француз Валерьен Исмаэль и португалец Жоржи Жезуш, ранее трудившийся в «Бенфике». А в соседней Греции на 14 участников — сразу девять тренеров-легионеров: англичанин, валлиец, француз, аргентинец, итальянец, испанец, босниец, серб и даже литовец.

    Pro или не Pro?

    Тренеры из России не востребованы в Европе из-за разницы в системе лицензирования — европейские стандарты намного строже российских. Так считает Рашид Рахимов, который играл, а затем работал в Австрии. 

    «У зарубежных специалистов уровень обученности выше, — объясняет он «Ведомости. Спорту». — В Европе критерии отбора на лицензию Pro очень жесткие. А с тех пор, как я обучался и защищал дипломную работу в Австрии, они стали только строже. Мне очень помогло, что я учился именно там. Тогда казалось, что нужно лишь получить лицензию, а дальше я все знаю, ведь 20 лет сам играл в футбол. Но когда я пришел на курсы, то ничего не понимал. Тренировочный процесс, микроциклы, макроциклы — там столько всего! Я знал в лучшем случае 10% того, что нужно. А сегодня в Австрии критерии усложнили, потому что все хотят стать тренерами». 

    По словам Рахимова, раньше в Европе имело значение, сколько футболист, желающий стать тренером, провел матчей в высшей лиге и в сборной. Сейчас же поступают на курсы даже те, кто никогда не играл, — берут молодых кандидатов по 25–26 лет. Если получить лицензии категории B и А несложно, то при поступлении на лицензию Pro знания нужно подтвердить работой с командой как минимум в течение года. 

    «Я регулярно подтверждаю свою лицензию Pro, — говорит Рахимов. — Для этого каждый год летаю в Австрию, в последний раз — этой зимой. Насколько я знаю, у нас эта процедура проходит гораздо проще. Мне рассказывали, как в штаб-квартире УЕФА в Ньоне по этой теме четыре страны показывали презентации: Германия, Австрия, Швейцария и Россия. И те, кто там был, прекрасно понимали, что нашим тренерам нужно еще очень многому учиться».

    Весь международный опыт Рахимова связан с работой с австрийским «Адмира Ваккером». В 1990-х он выступал за команду, а в начале нулевых два года тренировал: занял седьмое место в первом сезоне и был досрочно уволен за два тура до конца в следующем, когда команда шла на шестой строчке. По словам Рахимова, до 2020 г. ему периодически поступали предложения из Австрии и второй немецкой Бундеслиги, но он остался в России. 

    «С ним интересно работать, — вспоминает Рахимова в «Локомотиве» Сенников. — У него был правильный методический подход, и как раз он больше подходит для европейских чемпионатов». 

    Австрийскую тренерскую школу Рахимов называет одной из сильнейших в Европе. Правда, это заслуга не только строгости лицензирования, но и мощного клуба-лидера. В «Ред Булл Зальцбург» работают местные специалисты, команда регулярно шумит в еврокубках, и тренеры уходят на повышение в более сильные лиги. Рогер Шмидт работал в команде из Зальцбурга в 2012–2014 гг., а теперь возглавляет «Бенфику». Его бывший ассистент по «Ред Буллу» Оливер Гласнер тренирует «Айнтрахт», Марко Розе (тренер «Зальцбурга» в 2017–2019 гг.) сейчас в «РБ Лейпциг», а Ади Хюттер (2014–2015 гг.) еще недавно трудился в «Боруссии» из Менхенгладбаха. Впрочем, назначение в Австрии с недавних пор выглядит очень хорошим вариантом продолжения карьеры. Лига, где когда-то начинали Черчесов и Рахимов, в таблице коэффициентов УЕФА с лета 2021 г. стоит выше российского чемпионата.