Почему президент поручил упростить процедуру получения Fan ID для «льготных» категорий

    Это должно помочь клубам вернуть зрителей
    В первом туре весенней стадии РПЛ на стадионы пришло на 55% меньше зрителей, чем в осенней части сезона /Сергей Бобылев/ТАСС

    Поручение упростить

    В весенней части футбольного сезона на всех стадионах Российской премьер-лиги (РПЛ) действует Fan ID или карта болельщика, если называть официально.

    Во время паузы РПЛ на матчи сборных к обсуждению Fan ID подключились первые лица государства. Сначала заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев заявил, что закон нужно корректировать.

    «Надо смотреть, как этот инструмент работает, но вообще вижу, что много нареканий и вопросов он вызывает, – сообщил Медведев в интервью российским информагентствам. – Если во время чемпионата мира хотя бы было понятно, что речь идет об обеспечении глобальной безопасности, то сейчас это приобретает совершенно абсурдные формы. Недавно читал о том, что на футбольный матч не пустили семью, потому что у семимесячного ребенка не было Fan ID. Ну, слушайте, это же издевательство. Нужно как минимум корректировать правила тогда».

    Упомянутая история с ребенком произошла в Екатеринбурге перед матчем местного «Урала» с «Динамо» 18 марта. При входе на стадион родители долго объясняли, что не смогли оформить паспорт болельщика на младенца, потому что сервис не принимал его фотографию, а иначе получить Fan ID невозможно – никаких возрастных послаблений не предусмотрено. В итоге семью пропустили-таки на матч, но эпизод привлек внимание. 

    Через два дня после заявления Медведева уже Кремль опубликовал поручение Владимира Путина, адресованное правительству РФ и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов: «Принять меры по упрощению использования гражданами, прежде всего инвалидами, пенсионерами и детьми, систем идентификации футбольных болельщиков». Срок – до 1 мая.

    Детализации поручения президента пока не было. Но статистика говорит о том, что применение Fan ID так или иначе сказалось на посещаемости матчей: в первом туре после рестарта сезона на стадионы пришло на 55% меньше зрителей по сравнению со средним показателем осенней части чемпионата. 38-процентное падение в Воронеже можно считать относительным успехом, потому что «Спартак», например, потерял 66% (12 584 превратились в 4281), «Краснодар» – 67% (24336 – 7965), а «Динамо» – 72% (17481 – 4943).

    «Зенит» провел в Петербурге два домашних матча РПЛ и на обоих установил антирекорды: вместо 34 000 зрителей до паузы собрал около 19 000, а затем в районе 15 000. Тенденция в РПЛ тоже грустная. Если первый весенний тур собрал на трибунах 60641 зрителя, то второй – уже 49537, а третий – 40045.  

    На контрасте показательны примеры Кубка России, где Fan ID не нужен – там и на «Спартак» на «Зенит» пришли в два раза больше болельщиков (9595 и 31087, соответственно). Даже встреча ЦСКА с медиафутбольной (то есть любительской) командой 2Drots собрала 25 марта 15 500 зрителей – в полтора раза больше, чем матч с «Зенитом».

    Разговор на одном языке

    Руководство российского футбола публично не критикует Fan ID, выдерживая позицию «раз закон есть, его нужно выполнять». На осенней встрече с журналистами глава РПЛ Александр Алаев рассказывал, что лига ведет активный диалог с правительством РФ: пытается добиться упрощения процедуры оформления документа (дистанционно, без посещения МФЦ) и вывода из-под юрисдикции закона некоторых групп населения (например, детей до 14 лет).

    Российский футбольный союз (РФС) пытается мотивировать интересующихся футболом на получение Fan ID. К рестарту сезона более 450 000 человек были обладателями карты болельщика, а в начале марта РФС при поддержке Минцифры запустил специальную акцию с ценными призами.

    На них в общей сложности потратят 47,94 млн руб., следует из документации розыгрыша. Самые скромные награды – сертификаты на 1000 руб. от сервиса путешествий Onetwotrip, магазина «Спортмастер» и маркетплейса Ozon, главная – квартира в новостройке рядом с подмосковной деревней Коробово стоимостью почти 5,5 млн руб., заселиться в нее по плану можно будет только в марте 2025 г. А чтобы стать участником розыгрыша, достаточно оформить Fan ID и посетить матч РПЛ с 3 марта до 12 апреля. 

    Клубы предпринимают шаги навстречу болельщикам, чтобы сгладить эффект от новой системы допуска на стадион. Например, ЦСКА на первой домашней игре с Fan ID – против «Крыльев Советов» – собрал 2680 человек, а в среднем ходило в первой части сезона около 11 604. Матч с «Зенитом» тоже не дотянулся до усредненного показателя – пришли 9974 болельщика.

    «Мы открыто говорим болельщикам, что нам их не хватает, и так же честно соглашаемся, что существуют сложности, которые могут возникнуть при оформлении карты, – говорит «Ведомости. Спорту» директор по коммуникациям клуба Кирилл Брейдо. – Именно поэтому перед возобновлением сезона мы выпустили ролик с [полузащитником ЦСКА] Максимом Мухиным, где как раз отражено, что не всегда сразу может подойти фотография, что нужно ехать в МФЦ. Самое ужасное в коммуникации с болельщиками это утаивание или откровенное вранье. Мы должны быть вместе всегда».

    Клуб намерен активно благодарить болельщиков, пришедших на стадион. К примеру, был заметно расширен пул призов: от атрибутики до возможности посмотреть матч с бровки или посетить пресс-конференцию тренеров.

    Попытка отмены

    Министерство спорта декларирует плюсы системы. После двух туров РПЛ с повсеместным Fan ID в ведомстве заявили для СМИ: «На стадионы начала ходить семейная аудитория. Значительно увеличилась доля детей в возрасте до 14 лет – от общего количества посетителей стадионов, оформивших карту болельщика, дети составляют 15-16%».

    Точных данных Минспорта не предоставил, но простых принципов математики достаточно, чтобы понять: если на стадионах стало меньше активных фанатов, доля женщин, детей и любых других социальных групп выросла автоматически.

    По состоянию на конец февраля в Москве оформили 46 000 Fan ID, в Московской области – еще 21 000, лидировала Нижегородская область с 75 000 выданных карт, в Краснодарском крае, откуда две команды РПЛ, «Краснодар» и «Сочи», выпустили 63 500. Данные по Петербургу на 10 марта – 48 500 Fan ID, этого не хватило бы для аншлага на 55-тысячной «Газпром Арене».

    Министр спорта России Олег Матыцин не раз высказывался о преимуществах системы Fan ID. Осенью 2022 г., когда по стране было оформлено более 300 000 карт, он заявлял, что отказы получают 0,009% болельщиков. Но, судя по статистики посещаемости, людей останавливает другое – сам факт дополнительного препятствия к тому, что раньше было доступно без ограничений.

    Попытку победить новую систему предпринял петербургский адвокат Игорь Коняев. В феврале он подал иск в Верховный суд России с требованием изменить утвержденный правительством список соревнований, где действует Fan ID (изначально его внедряли только для международных турниров, разработку признали успешной после ЧМ-2018).

    В тексте закона не указано, на каких именно соревнованиях необходимо применять Fan ID, обращает внимание Коняев в разговоре с «Ведомости. Спортом». И это нормально, утверждает адвокат: закон призван сформировать устойчивую правовую базу, а решение о применении Fan ID относится к компетенции правительства РФ. 

    Верховный суд заявление Коняева об обжаловании нормативного акта правительства отклонил.

    Реальная цель

    «В других сферах нет подобных мер относительно посетителей каких-либо мероприятий», – говорит «Ведомости. Спорту» адвокат Андрей Морозов из бюро «Феоктистов и партнеры». 

    Хотя, к примеру, в шоу-бизнесе нередко случаются события с высокой посещаемостью: на концерт Сергея Шнурова в «Лужниках» в сентябре 2022 г. пришли более 60 000 зрителей, чуть больше собрал Баста на той же площадке летом. Музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz» ежегодно посещают около 40 000 человек. Но, конечно, схожей с футболом регулярности у крупных шоу-мероприятий нет. 

    При этом тысячи людей собираются не только на матчах РПЛ. Средняя посещаемость Континентальной хоккейной лиги в регулярном чемпионате 2022/23 составила 5438 зрителей, а, к примеру, на игры омского «Авангарда» ходили по 11527 человек, на СКА в Санкт-Петербурге – по 10969. Немногие футбольные клубы теперь могут предъявить похожие цифры, зато большинство теряет выручку на билетной программе, кейтеринге и прочих сервисах стадиона.    

    «Особое» отношение к футболу Морозов объясняет тем, что силовые структуры воспринимают комьюнити болельщиков как потенциально опасную аудиторию. Юрист напоминает эпизоды массового хулиганства из 2002 г. (беспорядки на Манежной площади после проигрыша сборной России на ЧМ) и 2010 г. (многотысячный митинг там же после убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова), а также многочисленные примеры драк противоборствующих фан-группировок в общественных местах. 

    «В фанатском сообществе стойкие горизонтальные связи, его члены, как правило, хорошо друг друга знают и готовы собираться вместе, в том числе и на стадионе, – добавляет Морозов. – А это повышает риск возникновения опасных ситуаций». 

    Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что корректировка норм действия Fan ID – это прерогатива спортивных властей, «наших служб безопасности»: «Именно они должны принимать решения». 

    Могла бы помочь корректировка законодательной базы, считает Морозов. Но вот коллективные иски (например, от клубов) с такими требованиями бесперспективны, а единственная возможность повлиять на систему – индивидуальное обращение в Конституционный суд с целью оспорить отказ в доступе. 

    Как именно правительство будет трактовать поручение Владимира Путина, пока неясно: коснется ли корректировка только обозначенных категорий населения (инвалиды, пенсионеры, дети) или, учитывая формулировку «прежде всего», правила могут стать лояльнее для всех болельщиков. 

    «Существуют разные мнения по поводу карты болельщика – как за, так и против», – отмечал Песков. Но «есть определенная аргументация в пользу того, чтобы карта болельщика существовала», говорил он. А значит, глобального пересмотра подхода к Fan ID ждать не стоит.