Выбор тренера голосованием, рекордный штраф и потеря статуса профессионалов. Лихие нулевые новичка АПЛ «Лутона»

    В 2003 году болельщикам пришлось выкупать клуб у одиозного владельца, чтобы избежать банкротства
    Болельщики «Лутона» празднуют первый за 30 лет выход команды в высший английский дивизион /EPA

    В предстоящем сезоне Английской премьер-лиги (АПЛ) дебютирует «Лутон Таун». 27 мая лондонский клуб по пенальти обыграл «Ковентри Сити» в финале плей-офф Чемпионшипа на «Уэмбли» и завершил путь в АПЛ длиною в 30 лет. 

    До этого сезона «Лутон» никогда не был близок к дебюту в элите. Более того, 12 лет назад стал полупрофессиональным клубом, вылетев из четвертого дивизиона в Национальную лигу. А еще столкнулся с угрозой банкротства и рекордным штрафом в истории мирового футбола. Все это – достижения «бизнесмена» Джона Герни, который получил клуб в начале 2000-х на целых 55 дней. Скандалы, интриги, расследования – в материале «Ведомости. Спорта».

    «Думаю, это самый грустный день в истории клуба»

    Первый сезон «Лутона» в новом столетии обернулся провалом: клуб вылетел в четвертую лигу впервые с 1960-х. После этого команду возглавил ирландский тренер Джо Киннир. Он вернул ее в третий дивизион с первой попытки, а в следующем сезоне занял девятое место, приблизив переход на еще более высокий уровень. Киннир прервал десятилетнюю деградацию лондонского клуба, но добиться большего у него не получилось.

    Первое внешнее обстоятельство, повлиявшее не только на «Лутон», но и на весь английский футбол (кроме АПЛ) – коллапс компании ITV Digital. В 2001 г. телеканал стал официальным бродкастером Английской футбольной Лиги (EFL), в которую входят второй, третий и четвертый дивизион. Сделка стоимостью 315 млн фунтов была заключена на три года. Но уже через год ITV перешел под внешнее управление под угрозой банкротства, а руководители EFL не рассматривали вариант мирного соглашения с компанией, обратившись в суд. Это стало ошибкой: выяснилось, что в контракте лиги с телеканалом не было ни одной финансовой гарантии в случае банкротства. После поражения в суде сразу 17 клубов EFL, включая «Лутон», оказались под внешним управлением.

    Финансовый кризис заставил многолетнего владельца «Лутона» Майка Уотсона-Чаллиса продать клуб за четыре фунта. По итогам сезона 2002/03 убытки клуба составили от 3 до 4 млн фунтов, а сумма неуплаченных налогов колебалась в районе 500 000 фунтов. Покупателем клуба стал таинственный консорциум во главе с британским бизнесменом Джоном Герни. 

    Предприниматель, осужденный (но позже – оправданный) за причастность к торговле кокаином, обещал в кратчайшие сроки представить остальных участников консорциума. По словам Герни, некоторые из них были из Гонконга, другие – из США. Правда, дальше разговоров дело так и не продвинулось. Выстроить партнерские отношения в клубе тоже не получилось. Выбранные им президент и вице-президент – Роджер Террелл и Ли Пауэр – отказались от сотрудничества с Герни после массовых фанатских протестов. Недовольство болельщиков вызвала первая активность нового владельца – увольнение главного тренера Джо Киннира и его помощника Мика Харфорда, легенды «Лутона». 

    Это решение Герни принял, опираясь на советы Питера Миллера, которого пригласил в клуб в качестве генерального директора. Оно было не просто непопулярным и противоречащим успешным результатам, но еще и максимально бесцеремонным. Герни уведомил тренеров об увольнении по почте, через три дня после своего прихода. 

    «Думаю, это самый грустный день в истории клуба. Что я сделал, чтобы заслужить отставку в такой холодной и черствой манере? Мои душа и сердце всегда были с «Лутоном», но теперь я опустошен», – рефлексировал Харфорд.

    Ситуация стала еще больше напряженной, когда выяснилось, что Миллер, который так активно советовал уволить Киннира и Харфорда, является коммерческим директором только что вылетевшего в третий дивизион «Нортхэмптона». 

    Нового главного тренера Герни присмотрел как раз в «Нортхэмптоне». Выбор владельца пал на Терри Фенвика. Тот проработал в «Нортхэмптоне» чуть больше месяца, проиграл пять матчей из семи, не одержал ни одной победы и был уволен. На фоне Киннира это было бы просто катастрофой. Вмешались фанаты. После массовых протестов Герни передумал назначать Фенвика и даже позвал обратно легендарного Мика Харфорда, но тот не захотел связываться с бизнесменом. 

    Сообщество болельщиков «Лутона» призвало фанатов отказаться от покупки сезонных абонементов, что заметно усугубило и без того плачевное финансовое состояние клуба. Тогда Герни придумал «уникальное событие в мире спорта» – выбор нового главного тренера с помощью телефонного голосования. 

    «Мы назначим Майка вне зависимости от голосования» 

    В начале нулевых еще не было большого разнообразия телевизионных шоу, где победителей выбирали зрители – этот формат только зарождался. Первой стала передача Pop Idol (прототип современного «Голоса»), в которой певцы боролись за денежный приз и контракт с лейблом. Босс «Лутона» Джон Герни решил адаптировать формат под потребности клуба: «Нам нужно найти приемлемый способ назначить тренера без передачи власти толпе. Так что мы придумали проект Manager Idol, по аналогии с Pop Idol».

    В июне фанатам был представлен шорт-лист из восьми фамилий, включая уволенного Киннира. Отправленный в отставку ирландец набрал около 70% голосов в первом туре и прошел в финал вместе со Стивом Коттериллом (уволенным из «Сандерленда» в марте 2003 г.) и Майком Ньюеллом (уволенным из «Хартлпула» в мае 2003 г.). 

    Итоговое решение принималось по результатам голосования пяти групп: игроков, болельщиков, обладателей сезонных абонементов, акционеров и руководства. Футболисты и владельцы сезонных абонементов «Лутона» предсказуемо проголосовали за Киннира, особенно на фоне заявлений Герни о готовности Джо вернуться. 

    Киннир ожидаемо лидировал и в ходе общего голосования. Но в день подведения итогов Герни прибыл в клубный офис вместе с Майком Ньюеллом. За несколько часов до дедлайна Ньюелл стал фаворитом акционеров клуба, а в последние минуты получил большой приток в общем голосовании, опередив Киннира на четыре балла. Еще одним странным совпадением стали неожиданно возникшие «технические проблемы», из-за которых Герни «пришлось» заняться пересчетом голосов. Также выяснилось, что британский бизнесмен заранее запланировал пресс-конференцию, которая должна была пройти сразу после закрытия телефонного голосования. В беседе с документалистами BBC он признался, что давно определился с выбором: 

    «Мы назначим Майка Ньюелла вне зависимости от телефонного голосования. По двум причинам. Первая: нам не удалось прийти к согласию с Джо Кинниром, Стив Коттерилл не приехал, а Майк – здесь. Вторая: мы сказали, что новым тренером станет тот, кто будет доступен, и с кем мы сможем прийти к согласию к 13:00 сегодняшнего дня. Так что Майк – новый тренер».  

    «Консорциум не инвестировал ни одного пенни в этот клуб»

    Хаотичные кадровые решения Герни смело дополнял абсурдными «программными заявлениями» о будущем клуба. Бизнесмен предлагал переименовать команду в «Лондон Лутон» в честь близлежащего аэропорта, обещал построить 70-тысячный стадион вместо 10-тысячной арены «Кенилворт Роуд»,  разместить вокруг поля трассу для Гран-при «Формулы-1», а также добиться ежегодной прибыли в 50 млн фунтов. Еще одним наивным предложением Герни стало слияние с другим лондонским клубом – «Уимблдоном». 

    Инициативы бизнесмена, мягко говоря, не нашли одобрения ни среди фанатов, ни среди членов совета директоров. И те, и другие стали максимально отдаляться от Герни. Из семерых директоров в руководстве остался только Уотсон-Чаллис, который занимал пост почетного президента. В то же время, EFL начала активно интересоваться делами клуба – Герни так и не доказал свое право на владение командой и не представил других членов консорциума. 

    Кроме того, бизнесмен оставил без зарплат игроков и сотрудников клуба, а уволенного Киннира – без неустойки. «Я не получил ни пенни с того момента, как был уволен, – рассказывал экс-тренер «Лутона» вскоре после отставки. – Он [Джон Герни – прим. «Ведомости. Спорта»] хочет делать шампанское, а в карманах ингредиенты только «Кока-Колы». 

    Через месяц ситуация с зарплатами повторилась, тогда сотрудники коммерческого отдела попытались организовать встречу с кем-то из консорциума, но – безрезультатно. Чтобы погасить долги перед сотрудниками, коммерческий директор «Лутона» Питер Дэвис воспользовался счетами клуба. 

    «Консорциум не инвестировал ни одного пенни в этот клуб, – рассказывал он потом. – И нас уверяют, что у них есть 5 млн фунтов для инвестиций. А на данный момент нам нужно всего 200 000 фунтов, чтобы покрыть зарплаты. С финансовой точки зрения это – самая малость. Так в чем проблема?»

    В это же время «Лутон» попал в немилость EFL. Английская футбольная лига так и не получила подтверждений финансовой состоятельности консорциума Герни, а бизнесмен не смог внятно представить свои планы по развитию клуба. На «Лутон» наложили трансферное эмбарго, а еще через две недели он лишился всех коммерческих доходов, включая заработок от телевизионного контракта, а также спонсорства. Учитывая бойкот со стороны потенциальных покупателей сезонных абонементов, лондонский клуб потерял все шансы заработать хоть какие-то деньги. 

    Одновременно с этим в публичном пространстве появилась информация о других «приключениях» Герни в спортивном мире. В 1999 г. бизнесмен приобрел регбийный клуб «Бедфорд», и некоторые подробности вызвали у фанатов «Лутона» ощущение дежа вю: популярный у фанатов тренер был уволен спустя несколько дней, Герни также не платил игрокам зарплату и вел дела через таинственный консорциум. В итоге Герни попытался продать клуб, но Футбольный союз регби заблокировал сделку, а болельщики накопили 750 000 фунтов и смогли освободить клуб от вдияния бизнесмена. 

    «Если они ожидают, что я уйду из «Лутона» ни с чем, я позабочусь, чтобы было неоткуда уходить»

    Болельщики «Лутона» организовали траст вскоре после прихода Герни в клуб, но по-настоящему начали оппонировать владельцу только спустя несколько недель. Фанаты выяснили, что клуб имеет многомиллионный долг перед компанией Hatters Holding, принадлежавшей почетному президенту и бывшему владельцу «Лутона» Майком Уотсоном-Чаллисом. Болельщики смогли собрать 300 000 фунтов и стать акционерами холдинга, фактически получив контроль над компанией, которая одолжила деньги консорциуму Герни.

    Убедившись в том, что британский бизнесмен не сможет выплатить долг, фанаты активировали переход клуба под внешнее управление. Герни грозился отомстить: «Болельщики допустили очень большую ошибку, потому что я никогда не убегаю от драки. Если они ожидают, что я уйду из «Лутона» ни с чем, я позабочусь, чтобы было неоткуда уходить». 

    Как и в случае с «программными заявлениями», обещания Герни остались только обещаниями, однако переход под внешнее управление аукнулся клубу в будущем. В сезоне 2008/09 «Лутон» получил штраф в 30 очков – самый крупный в истории мирового футбола – за финансовые нарушения, большая часть которых случилась в прошлом. К тому времени лондонский клуб находился в четвертой лиге и после такой значительной потери очков утратил профессиональный статус. Путь к дебюту в АПЛ, который состоится уже в августе, для «Лутона» начался с пятого, предпоследнего, уровня в сложной системе английского футбола.