$4 млн за победу, 12 стран и свежие звезды из Европы. Что такое азиатская Лига чемпионов

    Участникам финальной стадии полагается до $120 000 компенсации расходов на транспорт
    В 2023 г. азиатскую Лигу чемпионов выиграла японская команда «Урава Ред Даймондс» и заработала $4,7 млн призовых /Kenta Harada / Getty Images

    Королевские клубы

    Путь в Саудовскую Аравию для звезд проложил Криштиану Роналду, подписавший контракт с «Аль-Насром» еще зимой. Летом его примеру последовали Карим Бензема из «Реала» и Н’Голо Канте из «Челси», ставшие игроками «Аль-Иттихада». Голкипер Эдуард Менди из «Челси» и Роберто Фирмино из «Ливерпуля» теперь выступают за «Аль-Ахли». А скоро к ним может присоединиться сенегалец Садио Мане, отыгравший сезон в «Баварии». Над переездом раздумывают Сауль Ньигес (был в аренде в «Челси») и Серхио Рамос (ПСЖ).

    Арабские клубы подкрепляют предложения щедрым вознаграждением. Роналду получает $200 млн в год – в 10 раз больше, чем он зарабатывал в 2010-х в «Реале». Итальянский журналист-инсайдер Фабрицио Романо утверждает, что Канте будут платить 100 млн евро за сезон. А вот зарплата Бензема, как пишет Foot Mercato, скромнее – всего 27,5 млн евро.

    Мировые звезды отказываются от выступления в еврокубках ради высоких гонораров, но получают возможность выиграть менее статусные национальные трофеи и азиатский аналог Лиги чемпионов. В этом турнире у саудовцев уже хороший задел. За последние 10 лет клубы королевства участвовали в пяти финалах Лиги чемпионов Азиатской конфедерации футбола (АФК). В двух из них (в 2019 и 2021 гг.) выигрывал «Аль-Хиляль», а всего у него четыре титула. С появлением звезд побед у саудовцев, возможно, станет больше.

    «Они делают все правильно, приглашая известных игроков, – рассуждает в интервью «Ведомости. Спорту» экс-защитник таджикского «Истиклола» Искандар Джалилов, поигравший в Лиге чемпионов АФК. – Уровень чемпионата там растет. Роналду забивает не всегда, это значит, что ему бывает не всегда легко. Нам там тоже было непросто. Когда мы туда ездили, приходилось ставить у ворот «автобус».

    Чемпион мира в «Бунедкоре»

    Привлечение топ-игроков для популяризации лиги – давно опробованное решение. Так было в США в 1970-х, когда в местном чемпионате играли Пеле, Франц Беккенбауэр и Йохан Кройф. В 2015 г. на трансферном рынке гремела Индия, куда отправились ветераны – Флоран Малуда, Лусио, Адриан Муту и несколько известных тренеров. А в 2008 г. болельщиков шокировали трансферные новости из Узбекистана, куда перебрался чемпиона мира из Бразилии. «У нас был похожий период, – вспоминает в интервью «Ведомости. Спорту» нападающий ташкентского «Локомотива» Марат Бикмаев. – Тогда в «Бунедкор» приезжал Ривалдо, а тренером стал сначала Зико, а затем [Фелипе] Сколари. Потом все тихо угасло, и они уехали».

    В составе «Бунедкора» Ривалдо дошел до полуфинала Лиги чемпионов АФК. Бразилец также занимался развитием клуба: договаривался о трансферах и отправлял тренеров на стажировку в «Челси», «Интер» и «Милан». А когда у спонсора закончились деньги, чемпион мира 2002 г. платил из своего кармана футболистам, которых сам пригласил в Узбекистан. В итоге он покинул клуб в 2010 г., а позже жаловался, что ему задолжали 16 млн евро.

    В последний раз массовый отъезд именитых игроков в Азию случился в 2016–2019 гг., когда трансферный рынок взрывала китайская Суперлига. Туда отправились Халк, Оскар, Марек Гамшик, Хавьер Маскерано, Эсекьель Лавесси, Алешандре Пато, Паулиньо и другие раскрученные звезды. Результат закупочной кампании многих разочаровал. Стадионы заполнялись нерегулярно, футболисты жаловались на качество китайского чемпионата, а клубы с трудом латали дыры в бюджете. В итоге последняя пока победа китайской команды в Лиге чемпионов АФК датирована 2015 г. (титул взял «Гуанчжоу Эвергранд»), т. е. еще до приезда топ-игроков. После того как в Китае ввели потолок зарплат и более строгий лимит на легионеров, звезды стали покидать клубы. Финальный удар по Суперлиге КНР нанес коронавирус.

    «Я думаю, в этот раз все будет по-другому, – сравнивает опыт Китая и Саудовской Аравии Джалилов. – Это долгосрочный проект. У шейхов есть опыт управления клубами в Англии и других странах. Стадионы в Саудовской Аравии заполняются. Мне интересно смотреть их чемпионат. Тенденция там хорошая».

    Играют не все

    Большие инвестиции саудовских клубов в игроков невозможно отбить за счет участия в международных турнирах. Призовые тут скромные. Азиатская конфедерация футбола платит по $50 000 за победу и по $10 000 за ничью на групповом этапе. За выход в плей-офф полагается $100 000, участники четвертьфинала получают $150 000, полуфинала – $250 000, финалист – $2 млн, а победитель – $4 млн (что равняется примерно недельной зарплате Роналду).

    Сколько платят в Лиге чемпионов УЕФА и АФК /«Ведомости. Спорт»

    Даже в Лиге конференций – третьем по значимости еврокубке – суммы больше. Там за одно только попадание в группу клубы зарабатывают 2,94 млн евро, а за победу в турнире платят 5 млн. В Лиге чемпионов УЕФА суммы вообще космические по меркам Азии: 15,64 млн евро за выход в группу, 9,5 млн за попадание в плей-офф, а победителю платят дополнительно 20 млн. И это только призовые за спортивные результаты, а есть еще бонусы из маркетингового пула и выплаты согласно историческому клубному рейтингу. Так, победитель Лиги чемпионов 2022/23 «Манчестер Сити», по подсчетам The Telegraph, заработал в сумме 110 млн фунтов.

    Конечно, разница между турнирами не сводится только к деньгам – качество футбола и антураж тоже сильно отличаются. «В еврокубках все стадионы полные на любом матче, – рассуждает Бикмаев. – Даже когда я играл в Казахстане за «Актобе» в Лиге Европы, у нас были полные трибуны. В Азии народ собирается разве что у нас в Узбекистане, Эмиратах и Саудовской Аравии. А вот, например, в Катаре не особо ходят. Там Лига чемпионов АФК особого ажиотажа не вызывает. Что касается качества игры, то для узбекских футболистов Лига чемпионов – это, конечно, важный опыт. Футбол в Саудовской Аравии, Южной Корее и Японии получше, чем у нас в стране. Хотя и не сильнее, чем в среднем в Лиге чемпионов УЕФА. Но речь только про эти три страны, в остальных все несколько хуже».

    Бикмаев считает, что конкурировать с усиливающимися клубами Саудовской Аравии станет сложнее. По его словам, больших звезд способны покупать разве что команды из Катара, ОАЭ, Японии и Кореи. В Азии наверняка возникнет такое же расслоение между богатыми и бедными лигами, как это произошло в Европе.

    К размежеванию сильных и слабых подталкивает и регламент, разработанный АФК. На групповом этапе играют 40 команд, большинство проходят туда напрямую. Еще четыре клуба получают путевки по итогам квалификации, состоящей из двух этапов. Но даже в отборе играют далеко не все чемпионы Азии, а только представители наиболее сильных стран. Континент разделен на зоны: в восточную входят 22 члена АФК, в западную – 25. В Лиге чемпионов играют команды из 12 лучших с точки зрения футбола государств, для чего регулярно обновляют таблицу коэффициентов – как в УЕФА. За бортом турнира остаются победители национальных чемпионатов Киргизии, Тайваня, Монголии и многих других стран. Они попадают в Кубок АФК – аналог Лиги Европы. Так что Роналду и Канте не поедут ни в Бишкек, ни в Улан-Батор.

    С сезона 2024/25 Лига чемпионов АФК станет еще более привилегированным соревнованием – число участников группового этапа сократят до 24.

    Согласно текущей версии рейтинга, в их число попадут только команды из Саудовской Аравии, Катара, Ирана, ОАЭ, Узбекистана, Ирака, Японии, Южной Кореи, Китая, Таиланда, Австралии и Малайзии. Не все считают такой регламент справедливым.

    «Истиклол» в этом году играет в группе Лиги чемпионов, но, возможно, в последний раз, – говорит Джалилов. – Если команда не выйдет в плей-офф в этом розыгрыше, то в следующем сезоне она не попадает даже в квалификацию – вне зависимости от результата в чемпионате. С другой стороны, очень хочется, чтобы нам попался клуб из Саудовской Аравии, чтобы в Таджикистан приехали звезды».

    В результате реформы Лига чемпионов лишится нескольких участников из тех стран, где, возможно, качество футбола не такое высокое, зато все в порядке с атмосферой. Например, в Индонезии трибуны всегда битком.

    «Стадионы у всех участников Лиги чемпионов вполне нормальные, – рассказывает Бикмаев. – У некоторых вместимость по 50 000. Но если команда случайно выходит в групповой этап, то там обычно с ареной беда. Что касается полей, то они все на высшем уровне. Особенно если сравнить их с тем, что было раньше. В последние пять лет они везде очень хорошие. Даже в каком-нибудь Таиланде к качеству газона вопросов нет».

    Сутки на дорогу

    Разделение по зонам предусмотрено до поздних стадий турнира. Так что клубы, скажем, из ОАЭ и Японии могут встретиться друг с другом только в заключительных матчах. В начале нулевых команды с запада и востока могли пересечься раньше по турнирной сетке. Тот же Ривалдо в 2008 г. вылетел в полуфинале от австралийской «Аделаиды Юнайтед». Но даже с учетом разделения на зоны логистика остается серьезной проблемой для азиатской Лиги чемпионов.

    «Когда летишь чартером, большие расстояния не так заметны, – объясняет Бикмаев. – Но если у клуба таких возможностей нет, приходится летать с пересадками. Это очень сложно, стыковки бывают по 12 часов! В ташкентском «Локомотиве» у нас в основном были чартеры, но случалось, что клуб экономил. Например, если последний матч в группе уже ничего не решал. Однажды нам нужно было добраться в Катар, куда нет прямого рейса из Ташкента. Пришлось сначала лететь в Арабские Эмираты, там стыковка – и после нее в Доху. А был случай – летели в какой-то корейский город. Сначала до Пекина, потом в Сеул, а оттуда уже в этот город. На дорогу ушло 24 часа. Конечно, мы проиграли».

    АФК компенсирует расходы клубов на транспорт – платит до $120 000 участникам финальной стадии. Во время пандемии клубы играли в плей-офф по одной встрече в каждом раунде – это тоже помогало экономить. Для условного «Аль-Иттихада» это не так существенно, но в целом возможности азиатских клубов довольно скромные. Как рассказал Джалилов, бюджет «Истиклола» – $3 млн в год.

    В новом сезоне арабские команды лишатся другого преимущества. С этого розыгрыша Лига чемпионов АФК будет проходить по системе осень – весна. Раньше турнир начинался в марте или апреле, поэтому важные встречи выпадали на самое знойное время года.

    «В арабских странах очень жарко играть в футбол, – говорит Бикмаев. – Причем не только летом. Местные команды к такому климату приспособлены, а у нас получалось, что из дома выезжаем при -10, а прилетаем в +25. Для нас это было неудобно. Теперь летних матчей не будет».

    Но другую проблему реформа вряд ли решит. В восточной зоне очень высокая влажность в любое время года, поэтому приезжающим в Китай или Индонезию футболистам приходится тяжело. Некоторые команды ловят гостей как раз на таких особенностях климата. В Европе разница между выездными и гостевыми матчами уже не так существенна, как несколько десятилетий назад, – в сезоне 2022/23 УЕФА отменил в еврокубках правило выездного гола. В Азии оно действует до сих пор.

    Нужна ли Россия?

    Еще до Роналду на Азию обратил внимание Российский футбольный союз (РФС). В конце 2022 г. активизировалась дискуссия о возможной смене юрисдикции: выходе РФС из УЕФА и вступлении в АФК. Если этот переход состоится, российские клубы в азиатской Лиге чемпионов могут быть успешнее, чем в европейской.

    Но вот когда российские клубы смогут дебютировать в турнире, неизвестно, ведь даже для попадания в групповую стадию нужен рейтинг. Кроме того, неизвестно, какой будет позиция Южной Кореи, Австралии или Японии, если на решающих стадиях плей-офф представителям этих стран попадется команда из РПЛ. Да и в финансовом плане Лига чемпионов АФК пока выглядит не очень привлекательно.

    «Лучше играть в Азии, чем вообще не играть, – считает Бикмаев. – Хотя это будет в плюс только для России. Для остальных ваша страна и клубы – это конкурент и еще один претендент на попадание на чемпионат мира. То же самое говорили про Австралию. Когда-то она играла в Океании, затем перешла в Азию и теперь стабильно выступает на чемпионате мира, отбирая чье-то место».

    В середине июня генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов заявил, что диалог с УЕФА продолжается, поэтому пока Российский футбольный союз не ставит перед собой задачу перейти в АФК.