Английские агенты выиграли суд у ФИФА об ограничении комиссионных в футболе
В Германии суд также занял сторону посредниковАнглийские агенты выиграли через суд у Международной федерации футбола (ФИФА) дело о попытках ограничить размер комиссионных. Как сообщает британское издание Daily Mail, решением суда вводимые ФИФА ограничения не будут действовать на территории Англии.
Суд против ФИФА вел альянс английских агентств – компании CAA Base, Stellar и Wasserman. Их клиентами являются такие известные игроки, как чемпион мира 2018 г. Кингсли Коман, выступающий за «Баварию», а также Сон Хен Мин из «Тоттенхэма», Джек Грилиш из «Манчестер Сити», Федерико Вальверде и Эдуардо Камавинга из «Реала». Объединение усилий в борьбе против ФИФА инициировал агент Джонатан Барнетт, возглавляющий CAA Base. В 2019 г. Forbes называл Барнетта самым влиятельным спортивным агентом в мире.
Аналогичное решение против ограничений ФИФА в этом году приняли в Германии. Суд Дортмунда постановил, что немецкие агентства не обязаны следовать новым правилам организации. После победы англичан Европейская ассоциация футбольных агентов отметила, что французские и испанские агенты также освобождены от исполнения новых правил трансферного бизнеса. Будет ли регулировать агентскую деятельность в стране с учетом вводимых ФИФА ограничений Итальянская федерация футбола (FIGC), неизвестно.
Новые правила ФИФА в отношении трансферного бизнеса вступили в силу с 9 января 2023 г. Их основные требования заключаются в обязательном введении агентских лицензий для осуществления профессиональной деятельности, ограничении комиссионных от трансферов и зарплат игроков, а также централизованном осуществлении всех расчетов через платежную систему ФИФА.
Один из наиболее строгих пунктов новых правил касался агентских комиссионных. Так, например, если футболист получает в год не больше $200 000, вознаграждение агента не может превышать 5% от суммы. Если заработки игрока выше, агентские еще меньше – 3%. Ранее размер комиссионных практически никак не регламентировался.
Есть и другие ограничения, которые касаются двойного или даже тройного представительства (когда по ходу переговоров о трансфере один агент представляет интересы как футболиста, так и договаривающихся клубов). Кроме того, для получения лицензии ФИФА агентам придется сдавать письменный экзамен. Сдача экзаменов по английскому языку осуществляется на единой платформе ФИФА – раньше их принимали местные федерации.
Джанни Инфантино, официально занимающий пост президента ФИФА с 2016 г., не раз называл урегулирование взаимоотношений с агентами приоритетом в своей работе. В частности, он выражал обеспокоенность тем, что из-за непрозрачной системы трансферов «огромные суммы утекают из футбольной индустрии». Инфантино утверждал, что гонорары футбольных посредников за 2019 г. в совокупности составили 700 млн евро. В 2022 г. только на комиссиях от клубов агенты заработали более 580 млн евро.
Остановить запущенные ФИФА процессы удалось далеко не всем агентским компаниям. В частности, Ассоциация профессиональных футбольных агентов (PROFAA), базирующаяся в Цюрихе, обратилась с апелляцией против ФИФА в Спортивный арбитражный суд (CAS) – высшую арбитражную инстанцию в спорте. Представители агентского объединения пытались доказать, что новая нормативная база ФИФА не соответствует принципам честной конкуренции, однако CAS занял сторону ответчика. В вердикте организации вводимые ФИФА реформы были охарактеризованы как «абсолютно легитимные» и «взвешенные».
Победа в CAS позволила ФИФА заявить, что вынесенный вердикт «утверждает ее верховенство» в деле регулирования агентского рынка. Также в ФИФА анонсировали дальнейшие корректировки всей трансферной системы, отметив, что она «регулярно дает сбои».