Проект года: ФИФА решилась провести чемпионат мира на трех континентах

    Турнир 2030 года впервые пройдет в шести странах
    Действующим обладателем Кубка мира является сборная Аргентины. В финале ЧМ-2022 она победила сборную Франции в серии пенальти /Сергей Бобылев/ТАСС

    Решение о месте проведения чемпионата мира Международная федерация футбола (ФИФА) приняла в октябре 2023 г. Это произошло досрочно – изначально список стран хотели объявить только в 2024-м. Но выбор был небольшой: несколько заявок отозвали, так что к осени осталось только три. ФИФА приняла неординарное решение, фактически объединив несколько претендентов. Изначально организовать чемпионат хотели вместе Испания, Португалия и Марокко, а также другой конгломерат – Уругвай, Парагвай и Аргентина. ФИФА отдала предпочтение европейско-африканской заявке, но подключила к ней три города Южной Америки. Таким образом впервые в истории турнир пройдет сразу на трех континентах.

    Юбилейный турнир

    Крупные футбольные события проводили в нескольких странах и раньше. В 2000-м чемпионат Европы принимали Нидерланды и Бельгия, а через два года главный турнир ФИФА проходил в Южной Корее и Японии. Правда, на мировых первенствах эту практику на пару десятилетий свернули. Если УЕФА еще несколько раз одобряла совместные заявки (Швейцария и Австрия в 2008-м, Украина и Польша в 2012-м и большой розыгрыш на 11 стран в 2021 г.), то ФИФА долго не возвращалась к опыту 2002-го. Только в 2026 г. чемпионат мира примут три страны – США, Канада и Мексика. Это связано в том числе с увеличением числа участников: если в Катаре год назад играли 32 сборные, то в Северную Америку отправятся 48. Это увеличивает нагрузку на стадионы, инфраструктуру гостеприимства и умножает бюджет.

    Турнир 2030 г. тоже будет особенным – первому в истории чемпионату мира исполнится 100 лет. В 1930-м его принимал Уругвай, так что юбилейный розыгрыш в этой стране был бы красивым жестом. Впрочем, сегодня очень немногие государства могут позволить организацию такого большого события в одиночку. Уругвай – не из их числа. Разделение обязанностей между соседями упростило бы ситуацию, но не гарантировало бы отсутствие серьезных проблем. Аргентину с ее неустойчивой валютой постоянно лихорадит, а Парагвай – одна из самых слабых экономик Латинской Америки. Так что ФИФА предложила компромиссный вариант: каждая из стран региона проведет по одной встрече – так называемые матчи-открытия. Под такой формат спортивная инфраструктура уже частично готова. В Монтевидео игра состоится на стадионе «Сентенарио», где чемпионат мира проходил еще в 1930-м, в Буэнос-Айресе задействуют «Монументаль», и только в Асунсьоне построят новую арену.

    Опыт зачли

    Остальные матчи примут Испания, Португалия и Марокко. Есть только предварительный список из 25 стадионов – существующих и проектируемых. Перечень точно будет сокращаться, потому что так много не нужно даже для 48 сборных: скажем, в США, Канаде и Мексике ограничатся 14 аренами. Шесть из 25 стадионов, которые претендуют на проведение ЧМ-2030, находятся по южную сторону от Гибралтара. Марокко станет второй после ЮАР африканской страной, где пройдет чемпионат мира, и государство намерено сыграть важную роль в организации турнира. В Касабланке обещают построить грандиозный стадион на 115 000 зрителей – он станет самой большой ареной чемпионата. Срок сдачи объекта выглядит почти нереальным – 2026 г., но времени до чемпионата мира еще достаточно. Стоимость строительства – $490 млн, что совсем не рекорд. Скажем, «Эль-Байт» в Катаре обошелся в $847 млн. Отдать полмиллиарда на одну арену Марокко вполне способна, ведь остальные пять уже построены и нуждаются лишь в модернизации. К тому же у страны есть опыт проведения больших турниров – Рабат и Марракеш трижды принимали клубный чемпионат мира. 

    В Португалии к матчам 2030-го почти все готово. Вероятно, матчи в этой стране доверят трем стадионам – «Эштадиу да Луш» и «Жозе Алваладе» в Лиссабоне и «Драгау» в Порту. Их возвели еще к Евро-2004, но даже спустя 20 лет они смотрятся современно. В Испании в последний раз большой турнир (если не считать грандиозный по географии Евро-2020) проходил давно – в 1982-м. Здесь инфраструктура нуждается в обновлении, но этот процесс уже запущен, и он никак не зависит от чемпионата мира.  «Реал» реконструирует «Сантьяго Бернабеу», «Барселона» обновляет «Камп Ноу», а следующем году должна открыться строящаяся много лет «Ноу Месталья», где будет принимать соперников «Валенсия». 

    Инфраструктура – еще одна причина, почему у ФИФА не такой большой выбор стран, готовых принимать чемпионат мира. Организация крупных соревнований – это очень дорого. В Бразилии к ЧМ-2014 потратили $15 млрд, в России к ЧМ-2018 – $11,6–14,2 млрд, а Катар за счет расширенной сметы, включающей многие инфраструктуры объекты, – $220 млрд. На первый план выходят страны, где либо уже есть готовые арены, либо где в стадионы планируют вкладываться клубы, а не оргкомитет. И все равно правительства некоторых государств вынуждены оправдываться за повышенные расходы. Например, только Ванкувер на проведение ЧМ-2030 потратит $260 млн, и это при том, что стадион там уже есть. Канадские журналисты даже подсчитали, что одна минута футбольного матча в рамках турнира обойдется налогоплательщикам в $500 000. В итоге местные власти перенесли финансовое бремя на гостей – в городе ввели туристический налог 2,5% от стоимости размещения.  Он действует с начала 2023 г., а собранная сумма пойдет на организацию ЧМ-2030.

    Вектор дальнейшего развития чемпионата мира известен. Следующее за турниром на трех континентах соревнование примет Саудовская Аравия. В этой стране вряд ли кто-то будет подсчитывать, во сколько обойдется минута матча, а смета наверняка приблизится к катарскому рекорду или превзойдет его. Ну, а если ФИФА и дальше намерена увеличивать количество участников, то чемпионат мира точно потребует еще большее число стран-организаторов.

    Другие материалы в сюжете