ПСЖ продлил скандальное партнерство с туристическим офисом Руанды
Логотип Visit Rwanda продолжит использоваться в брендинге клуба до 2028 годаФранцузский футбольный клуб ПСЖ продлил соглашение о сотрудничестве с Советом по развитию Руанды (RBR) в рамках продвижения туристического бренда Visit Rwanda. Согласно новому контракту, логотип Visit Rwanda продолжит находиться на тренировочных комплектах мужской команды, а также на рукаве игровой формы женской команды до 2028 г. Кроме того, бренд будет присутствовать на экипировке академий клуба в США и Канаде, а также на рукаве формы основной команды во время предстоящего клубного чемпионата мира по футболу-2025 в США.
Также на стадионе клуба «Парк де Пренс» весь чай и кофе будут поставляться из Руанды, а цифровые платформы ПСЖ продолжат рекламировать страну как туристическое направление. Кроме того, в рамках сотрудничества действует академия ПСЖ в Руанде, обучившая с 2020 г. более 400 детей футбольным навыкам и различным образовательным программам. В 2022 г. команда детей из Руанды выиграла чемпионат мира до 13 лет среди академий ПСЖ.
Сумма сделки не раскрывается, но первоначальный контракт (2019-2022 гг.) оценивался в 8-10 млн евро ежегодно. В 2023 г. его продлили до 2025-го, а теперь – до 2028 г. «Сотрудничество с ПСЖ укрепило позиции Руанды как центра туризма, инвестиций и спортивных инноваций. Продление контракта позволит расширить влияние на местное сообщество и мировую аудиторию», – отметил глава RBR Жан-Ги Африка.
Эксперты Sportcal связывают партнерство с интересами катарских владельцев ПСЖ. Суверенный фонд Катара, контролирующий 87,5% акций клуба, через дочерние структуры участвует в ключевых проектах Руанды: в 2019 г. авикомпания Qatar Airways приобрела 60% строящегося аэропорта Бугесера, а затем стала совладельцем авиакомпании RwandAir в 2020 г. (49% акций).
Visit Rwanda – туристическое подразделение RBR, государственного органа, отвечающего за ускорение экономического роста страны за счет активизации частного сектора. ПСЖ – не единственный топовый футбольный клуб, с которым сотрудничает Visit Rwanda. Подразделение RBR также имеет партнерство с английским «Арсеналом». Действующий контракт, в рамках которого логотип Visit Rwanda представлен на рукаве формы лондонского клуба и в брендинге домашнего стадиона «Эмирейтс», истекает после сезона 2024/25. Также туристическое подразделение RBR сотрудничает с мюнхенской «Баварией» по пятилетнему контракту, подписанному в 2023 г., согласно которому брендинг Visit Rwanda размещен на рекламных щитах «Альянц Арены» во время матчей.
Считается, что подобные соглашения с ведущими футбольными клубами действительно способствуют развитию туризма в Руанде. По данным RDB, туристический сектор Руанды в 2024 г. принес стране $647 млн (+4,3% к 2023 г.), приняв 1,36 млн иностранцев.
С другой стороны, сотрудничество с Visit Rwanda негативно влияет на репутацию футбольных клубов на фоне обвинений в нарушении прав человека. В 2022 г. организация Human Rights Watch отмечала подавление инакомыслия и ограничение свобод в стране. Вооруженный конфликт в Конго, в котором Руанду обвиняют в поддержке повстанцев, обострил ситуацию: правительство Конго призвало международное сообщество разорвать деловые и дипломатические связи с Руандой.
Кроме того, в конце января 2025 г. болельщики ПСЖ запустили петицию с требованием прекратить отношения с Visit Rwanda и собрали 75 000 подписей. В феврале 2025 г. министр иностранных дел Конго Жан-Клод Гакоссо направил клубу письмо, ставящее под вопрос «мораль» дальнейшего сотрудничества, на что ПСЖ публичного не ответил. Несмотря на негативную реакцию, клуб продолжил продвижение спонсорства, и уже в начале апреля было выпущено видео, на котором игроки подают болельщикам руандийский кофе. Публичные призывы к разрыву партнерских отношений с Руандой также были направлены в адрес «Арсенала» и «Баварии».
В конце 2024 г. ПСЖ объявил о рекордном доходе за сезон 2023/24 в размере 805,9 млн евро, что ставит клуб на третье место среди европейских команд по этому показателю. Лидером стал мадридский «Реал», заработавший 1 млрд евро. С момента приобретения клуба Суверенным фондом Катара в 2011 г. доходы ПСЖ ежегодно растут на 18%. Рыночная стоимость клуба оценивается в 3,9 млрд евро, что ставит его на седьмую позицию в Европе.
Коммерческие партнерства принесли ПСЖ 391 млн евро, включая контракты с генеральными спонсорами клуба – американским экипировщиком Nike и авиакомпанией Qatar Airways. В список премиальных партнеров ПСЖ входят Aspetar (спортивная медицина), Brilliantcrypto (инвестиции в криптовалюту), Bitpanda (криптобиржа), Snipes (розничная торговля), Visit Qatar (туризм), Ooredoo (телекоммуникации) и Cain Sports (спортивные медиа).
В сезоне 2024/25 ПСЖ может завоевать пять трофеев. Команда Луиса Энрике досрочно выиграла чемпионат Франции и Суперкубок страны, а также готовится к клубному чемпионату мира, финалу Кубка Франции против «Реймса» и полуфиналу Лиги чемпионов с «Арсеналом». Напомним, что в составе ПСЖ выступает российский вратарь Матвей Сафонов.