Поиск лучшего: что делает Гвардиолу тренером чемпионов

    Книга «Пеп Гвардиола. Искусство управления в футболе» рассказывает, как его изменила Германия
    ADAM VAUGHAN / EPA / ТАСС
    ADAM VAUGHAN / EPA / ТАСС

    Одна из главных интриг нового сезона Английской премьер-лиги (АПЛ), стартовавшей в середине августа, – сможет ли Пеп Гвардиола вернуть «Манчестер Сити» в число главных претендентов на титул. Чемпионат 2024/25 клуб завершил на третьем месте и остался без трофеев в других турнирах, а тренер установил несколько карьерных антирекордов – к примеру, впервые его команда проиграла 27% матчей. В межсезонье «Сити» потратил почти 177 млн евро на покупку игроков и обновил тренерский штаб – это должно помочь Гвардиоле отстроить новую чемпионскую команду. С подобной задачей тренер сталкивается не впервые: после успешного периода в «Барселоне» рубежа 2010-х он принял мюнхенскую «Баварию» – клуб с особенной внутренней культурой и победными амбициями – и сумел привить команде свое понимание футбола. Тому, как Гвардиола изменил лидера немецкого футбола и как изменился в Германии сам, посвящена книга каталонского журналиста Марти Перарнау «Пеп Гвардиола. Искусство управления в футболе», которую недавно представило издательство «Бомбора». «Ведомости. Спорт» выбрал для публикации отрывок об отношении Гвардиолы к тренировочному процессу и его системе мотивации игроков.

    Бомбора
    /Бомбора

    ***

    Отношение Пепа к работе определяют два важных фактора: родительское воспитание и его мнение о себе как о человеке без яркого таланта, отсутствие которого он пытается компенсировать усердным трудом (читателей наверняка это немало удивит).

    Взгляд Пепа на работу созвучен мнению испанского философа Хосе Антонио Марины: «Талант – это не дар (вещь), это процесс (обучение), и находится он не в начале, а в конце образования и тренировки».

    Гвардиола говорит: «То, что не тренируется, забывается». Поэтому основа продуктивности – тренировка и работа. Дело не столько в количестве, сколько в качестве и смысле этой работы: «Само понятие важнее, чем физическое воплощение». Тренер передает идеи с помощью слов, но игрок усваивает их через регулярную практику, когда его ведут и корректируют исполнение: «Тактические понятия мы вкладываем в игроков с помощью тренировок». Полное усвоение идеи происходит в обстановке, близкой к соревновательной: «Тактические моменты осваиваются в игре, потому что игра – это и есть реальность». Наконец, суть передачи игровых понятий и идей включает в себя важный волевой компонент. Надо не механически повторять каждое действие, а понимать его смысл. «Смысл тренировки в том, чтобы игроки принимали решения», – так это определяет Гвардиола. И мало просто объяснить и натренировать, надо пережить это как опыт: «Чтобы научиться чему-то, ты должен экспериментировать. Недостаточно, чтобы тебе просто что-то сказали. Чтобы всерьез исправить какой-то изъян, сначала надо пережить его последствия». Ошибки и поражения лучше всего стимулируют дальнейшую корректировку и прогресс.

    Все эти факторы требуют от тренера уделять много времени тренировкам, но самый дефицитный ресурс в элитных командах – это как раз время. А без достаточного времени нельзя провести желаемую предварительную работу. «Нет никакого секрета. Ты побеждаешь благодаря концентрации, усилию и вниманию к деталям», – говорит Стив Керр, тренер баскетбольной команды «Голден Стэйт Уорриорз». Но как справиться с этой нерешаемой задачей: есть нехватка времени и необходимость прорабатывать детали? Надо сменить фокус тренера. Оптимизировать его время и прикладываемые им усилия.

    Пако Сейрулло (тренер по физподготовке «Барселоны» начала 1990-х. – «Ведомости. Спорт») помог мне понять, в чем суть этой выборочной переориентировки рабочего внимания Гвардиолы: «Раньше играли один матч в неделю, т. е. примерно 50 матчей в год. Теперь играют два-три раза в неделю, а за год может набежать 70 матчей. Так можно выгореть. Высокая миссия тренера обязывает его перестать «присутствовать» на тренировке и посвятить себя подготовке к соревнованиям. Мы начали внедрять такую смену приоритетов еще в «Барселоне»: Пеп как бы «исчезал» в будни, он присутствовал на тренировках без эмоционального отклика относительно рутинной работы, потому что вся программа уже составлена и ее шлифуют день ото дня другие (второй тренер, тренер по физподготовке, видеоаналитик), а сам он присутствует в течение полутора часов. Конечно, он управляет ею, корректирует неточности в выполнении, но после тренировки он переходит к действительно важному – непосредственной подготовке к матчу. Накануне игры и в день игры он с игроками проходит через большой рабочий стресс (в канун игры это анализ, а в матчевый день – директивы), но во все остальные дни он более спокоен и смотрит матчи соперников один за другим. Он не тратит свою энергию на тренировочные занятия. Такая динамика была выработана в «Барселоне» и усовершенствована в «Баварии». Для тренера с таким количеством матчей в году – это залог выживания».

    Эта перемена в Гвардиоле происходила постепенно. Первый раз в своей карьере он пропустил три тренировки, это были его последние месяцы в Мюнхене. Три малозначительные тренировочные сессии, все они приходились на день после матча, то есть были восстановительными. Доменек Торрен (испанский тренер, помощник Гвардиолы в 2007–2018 гг. – «Ведомости. Спорт») руководил тренировками, пока Пеп в своем кабинете на Забенерштрассе (где располагается база «Баварии». – «Ведомости. Спорт») готовился к следующей задаче, анализируя соперника. Впервые такое случилось в воскресенье, 3 апреля 2016 г., перед визитом к «Бенфике» на матч четвертьфинала Лиги чемпионов; затем повторилось 20 апреля, в среду, а потом еще раз в воскресенье, 1 мая, перед полуфиналом против мадридского «Атлетико». Все три утра Пеп провел, работая над стратегией против своих соперников: над планом на игру, с видео матчей соперников и составляя инструкции для своих игроков.

    Чистый анализ. Мюнхен, 1 мая 2016 г.

    Во время ужина Гвардиола вдруг негромко произнес:

    – Меня замкнуло. Я столько прокручивал матч, столько думал, как атаковать «Атлетико» и как строить защиту, что теперь перегружен и парализован. Теперь мне нужно слить все, отсеять все лишнее и отобрать только самое главное. Мне надо поспать, освежить голову, навести в ней порядок, чтобы остался самый сок, две или три основополагающие идеи.

    На следующее утро замыкание ушло. Тренер был бодр и свеж. Его сын Мариус пинал мяч на газоне с Лео, сыном Давида Труэбы. Труэба – не только близкий друг Пепа, режиссер и писатель, он образованный человек, которому нравится погружение в творческие процессы любого толка. Он знает, что Пеп уже третий день обновляет «софт», изучает варианты и способы атаковать «Атлетико», и сейчас объясняет нам, почему Пеп так резко изменился всего за несколько часов:

    – Подход Пепа к матчу напоминает то, как создавал свои песни Боб Дилан. Он исписывает страницу за страницей, чтобы потом оставить только важные слова. Сначала он пишет много, а потом все чистит и оставляет квинтэссенцию. Анализ – это акт творения в одиночку. К утру воскресенья, за два дня до полуфинала Лиги чемпионов, для Пепа все свелось к простому выбору имен:

    – Мехди Бенатиа или Жером Боатенг (защитники «Баварии» тех лет. – «Ведомости. Спорт»). С остальными 10 понятно.

    При этом он также занят поиском точки равновесия, необходимой его команде на время матча:

    – Нам нужен только один гол, но, если мы будем требовать от своих игроков слишком много контроля, терпения и спокойствия с первых минут, возможно, мы их тем самым запутаем. А если просить у них больше энергии, чтобы искры летели, это может стать самоубийством. Непросто найти баланс между холодным терпением, с одной стороны, и атакующей энергией – с другой. Нам нужны точные пропорции для каждой составляющей.

    ***

    Если оставить за скобками те три тренировки, когда Пеп отсутствовал, то обычный день выглядит так. Тренерский штаб готовит основу для тренировки: Доменек Торрен и Лоренцо Буэнавентура (испанский тренер по физподготовке. – «Ведомости. Спорт») работают над базовым содержанием каждой сессии, исходя из стратегических указаний Гвардиолы, которые связаны, в свою очередь, с предварительным отчетом от Карлеса Планшарта, ответственного за анализ соперника. Это важнейшая роль, потому что тренировки особым образом выстраиваются, исходя из профиля соперника и тактического подхода Пепа для своей команды перед каждой встречей. Кроме того, Торрен и Буэнавентура ежедневно дают Гвардиоле план тренировки, который он должен одобрить или изменить. Все вместе собираются за полтора часа до тренировки и обсуждают ее наполнение, в зависимости от особенностей конкретного дня: какая погода, кто из игроков травмирован или испытывает дискомфорт, кто возвращается в общую группу, нужна ли ротация или особые указания отдельному игроку, также учитываются чувства и эмоции игроков в отдельности и коллектива в целом.

    На собрании вырабатывается окончательный план тренировки, визируемый лично Гвардиолой, но при этом тренер был освобожден от изматывающей предварительной подготовки к ней. Он одобряет план или вносит изменения и далее руководит с присущей ему неуемной энергией и вносит коррективы, которые считает необходимыми, но все это отнимает у него лишь полтора часа времени в день, так что всю свою концентрацию он может использовать для специфической работы над тактикой. После тренировки всегда проходит еще одно тренерское совещание в полном составе прямо на газоне, чтобы оценить прошедшую тренировку и заложить основу для завтрашней. Оставшееся время дня Гвардиола может посвятить другой своей большой цели помимо оттачивания тактики – детальной подготовке к предстоящему матчу.

    Поиск решений для повышения энергоэффективности – не личная цель Пепа, это труд всего тренерского штаба, и это оказалось полезным для всех без исключения. Доменек Торрен почти две сотни раз сидел на скамейке рядом с Пепом, провел более 200 бесед о тактике и готовил бесчисленное количество комбинаций для стандартных положений вместе с Карлесом Планшартом, изучившим более чем 1150 матчей команд соперников, чтобы выявить их слабые места, в то время как Лоренцо Буэнавентура разработал нескончаемое количество тактико-технических и физических упражнений для 835 тренировок, проведенных Пепом в «Баварии». Все они благодаря мюнхенскому опыту сделали большой шаг вперед.

    <…>

    Хотя Гвардиола в «Баварии» львиную долю своего времени посвящал изменению игровой модели, что само по себе уже сложно и рискованно, он также заложил основы множества элементов, составляющих коллективную культуру труда. Он посвятил в нее всю раздевалку, в третьем своем сезоне он запретил появляться в ней посторонним – будь то друзья, семья или администрация команды, сделав исключение только для высшего руководства клуба. Хотя самих норм поведения было мало («Здесь есть четыре правила – и точка. За пределами Забенерштрассе пусть делают что хотят, они уже не дети»), соблюдаться они должны были неукоснительно, это касалось как дисциплины, так и внимательнейшего ухода за здоровьем (питание, отдых, восстановление и т. д.).

    Он часто использовал как примеры образцовое поведение собственных игроков. Травмированный Давид Алаба искренне переживает с трибуны за команду. Хаби Алонсо ускоряется для контратаки, отработав в обороне при подаче углового. Томас Мюллер снимает перчатку, чтобы отблагодарить Арьена Роббена за голевую передачу... Доменек Торрен и Карлес Планшарт собрали коллекцию примеров спортивного и достойного поведения своих игроков, чтобы при случае использовать как конкретные поведенческие образцы.

    Гвардиола выражал цели визуально. Вернувшись на базу «Баварии» после каникул в июле 2015 г., игроки обнаружили, что на все стены нанесли красным цифру 4, это был символ их задачи на сезон: завоевать четвертый титул Бундеслиги подряд – такого еще никогда не случалось в Германии. На некоторых стенах было просто цифра 4, на других еще было написано Jeder Fuer’s Team («Каждый ради команды»), на большинстве читалось Champions 4 ever, а на стене в коридоре, где располагались кабинеты тренерского штаба, черным были расписаны уже завоеванные титулы (2013, 2014, 2015 гг.), а красным – желаемая цель: 2016. Так все в раздевалке ежедневно видели напоминание о том, к чему они стремятся.

    Также очень показательна раздевалка команды на «Альянц Арене» после матчей. Когда ее покидает последний игрок, возможно, где-то можно увидеть кусочек травы с газона или завалявшийся пластырь на полу. На столе в стаканах могло что-то остаться. Все остальное же словно нетронутое, участники команды привели в порядок раздевалку («Не быть слишком великими, чтобы быть не в состоянии выполнять маленькие задания»).

    Для развития командной культуры в «Баварии» большую роль сыграл баланс между трудностью тренировок (в большей степени психологической, чем физической) и свободой, данной Гвардиолой по части поведения и его норм. Приведу пример.

    Читателей моей прошлой книги среди прочего очень удивило, что Гвардиола никогда не заходил в раздевалку перед матчами, чтобы дать напутствие. Ничего не изменилось. У Пепа все так же три тактических совещания (одно накануне матча и два – в день матча), но ни одно из них не проводится в раздевалке на стадионе, и они лишены большой эмоциональности. Если случается, что третье совещание проходит в гостинице за 2–3 часа до стартового свистка, после объявления стартового состава и плана на игру, тренер может добавить идею-другую для мотивации, но всегда мимолетом, и они не перегружены содержанием. Он предпочитает сосредоточиться на игре, и вот тут границ нет, монолог может быть продолжительным. Перед первым матчем в роли тренера «Манчестер Сити», по совпадению проводимым в Мюнхене против «Баварии», Пеп захотел сообщить своим новым игрокам столько тактических мелочей во время последнего собрания, что команда прибыла на стадион за 45 минут до стартового свистка. Он делает так благодаря опыту, приобретенному в «Барселоне», а также после того, чему научился во время своего годичного творческого отпуска в Нью-Йорке.

    В «Барселоне» собрания перед матчами у него были очень эмоциональными, например, так было в Риме в 2009 г., когда за несколько минут до финала Лиги чемпионов против «Манчестер Юнайтед» он показал видео, снятое в стилистике фильма «Гладиатор» с участием всей команды, и игроки отреагировали очень эмоционально. Но Пеп тогда не понял, что провоцировать на такие эмоции – не всегда полезно, потому что первые минуты того матча были ужасными. Фил Джексон писал: «Я понял, что всякий раз, когда я был слишком эмоционально возбужден, это плохо сказывалось на моей способности держать концентрацию, если я оказывался под давлением. И потому я стал делать наоборот. Вместо того чтобы ускорить игроков, я придумал разные стратегии, чтобы помочь им успокоить разум и укрепить дух».

    Сразу после прихода в «Баварию» Гвардиола попросил выделить ему под кабинет небольшую кладовку за пределами раздевалки игроков, чтобы не вмешиваться во внутреннюю жизнь команды перед матчем. По его мнению, тренеру лучше «не мешать» никому в минуты предматчевой концентрации. Все указания уже были даны в урочный час, во время тренировок и тактических собраний, и он понимает, что игроки – взрослые спортсмены, имеющие необходимые качества, чтобы хорошо справляться со своим душевным состоянием.

    Он также дал игрокам «Баварии» полную свободу добавить себе какое-нибудь упражнение на предматчевой разминке. К примеру, Джером Боатенг проводит на газоне времени меньше остальных, он предпочитает выполнять упражнения на растяжку мышц спины и таза в раздевалке. Мануэль Нойер отличается тем, что не любит на предматчевой разминке отражать больше 6–8 ударов. В третьем сезоне Томас Мюллер и Роберт Левандовский добавили в его разогрев около дюжины ударов головой с подачи Филиппа Лама. Так что у каждого игрока была свобода на включение разных деталей в свою разминку, хотя общее руководство и оставалось за Буэнавентурой.