«Манчестер Сити» продлил партнерство с Puma на 10 лет за 1 млрд фунтов

    Сделка стала рекордной для технических спонсоров в истории Английской премьер-лиги
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    10-кратный чемпион Англии «Манчестер Сити» продлил соглашение с производителем спортивной обуви, одежды и инвентаря Puma до 2035 г. По данным ESPN, сумма сделки составила 1 млрд фунтов ($1,3 млрд), что представляет собой значительное улучшение условий в сравнении с заключенным в 2019 г. девятилетним контрактом стоимостью 650 млн фунтов. Сумма нового соглашения делает его самым выгодным для технического спонсора в истории английского футбола. 

    Выше только «Реал» и «Барселона»

    По итогам прошлого сезона «Манчестер Сити» впервые не завоевал ни одного титула под руководством работающего с командой уже девять лет Хосепа Гвардиолы. Последнюю возможность британцы упустили, вылетев в плей-офф Клубного чемпионата мира от саудовского «Аль-Хиляля» (3:4). Но это не мешает клубу стабильно наращивать финансовую мощь и входить в топ-5 наиболее успешных и стабильных коммерческих машин мирового спорта. 

    Сделка с Puma позволила принадлежащему шейху из ОАЭ Мансуру ибн Заиду Аль Нахайяну клубу обойти по стоимости предыдущего рекордсмена Английской премьер-лиги (АПЛ) по этой статье доходов – «Манчестер Юнайтед». Согласно подписанному в 2023 г. 10-летнему контракту с другим немецким производителем одежды и обуви – Adidas – «МЮ» ежегодно зарабатывает 90 млн фунтов. Но по итогам сезона 2024/25 «МЮ» не удалось квалифицироваться в Лигу чемпионов и, согласно пункту в контракте, они получат от экипировщика на 10 млн фунтов меньше.

    Третье место по стоимости аналогичных сделок в Англии занимает действующий чемпион «Ливерпуль» – в марте 2025 г. клуб ушел от Nike к Adidas и вместо 30 млн фунтов в год (плюс 20% от продаж от клубной формы) будут зарабатывать 60 млн фунтов за сезон, отмечает The Guardian. 

    Мировым рекордсменом по величине годового контракта с экипировщиком является мадридский «Реал», который зарабатывает по сделке с Adidas 110 млн фунтов за сезон. Вторую строчку занимает каталонская «Барселона» (105 млн фунтов в год, плюс 131 млн фунтов за подписание), а тройку лучших теперь замыкает «Сити». 

    «Мы объединили усилия с Puma, стремясь бросить вызов самим себе и превзойти ожидания, – рассказал генеральный директор мультиклубной империи City Football Group (CFG), в которую входит «Манчестер Сити», Ферран Сориано. – За последние шесть сезонов мы достигли значительных успехов. Puma органично вписалась в нашу организацию, и мы вместе пережили множество исторических моментов, общаясь с поклонниками по всему миру. Нынешнее обновление укрепляет наши отношения и нацеливают их на еще более светлое будущее». 

    Значительное улучшение условий сделки с Puma во многом обусловлено увеличением узнаваемости бренда клуба в мире и ростом его коммерческих доходов. Согласно январскому рейтингу консалтинговой компании Deloitte Football Money League 2025, в котором учтены доходы 20 лучших клубов мира в сезоне 2023/24, выручка «Сити» составила 837,8 млн евро. Более высокий финансовый показатель продемонстрировал лишь «Реал» (1,04 млрд евро), третья строчка у действующего победителя Лиги чемпионов – французского ПСЖ (805,9 млн евро). 

    Коммерческие сделки «Сити» являются основным источником дохода клуба – они составили 407 млн евро. Далее следует реализация телеправ (343 млн евро), еще 88 млн евро приносит продажа билетов и другие доходы от матчдэй. 

    Убытки City Football Group – не помеха

    Обновленное партнерство позволит «Сити» расширить глобальную сеть магазинов, включая строительство нового в рамках развития кампуса Etihad. Розничную торговлю клуб осуществляет с помощью дочерней компании Puma – Stichd, которая помогла победителю Лиги чемпионов сезона 2022/23 открыть магазины в Манчестере, Абу-Даби и Нью-Йорке. Stichd также управляет онлайн-розничной торговлей топ-клуба АПЛ. 

    «В коммерческом плане «Манчестер Сити» и Puma установили новые мировые рекорды по продажам, а также совместно создали культовые и самые продаваемые комплекты формы. Такие, как домашняя футболка сезона 2022/23, в которой команда выиграла требл, – говорится на официальном сайте «Сити». – За последние сезоны были внедрены ведущие в отрасли инновации, как в плане продукции, так и в маркетинговых кампаниях. В частности, в 2022 г. мы впервые запустили комплект формы в метавселенной совместно с партнером Roblox, а недавно пригласили болельщиков «Сити» разработать будущий комплект формы с использованием технологии искусственного интеллекта». 

    «Манчестер Сити» также поддержал Puma посредством инициатив в области устойчивого развития, таких как инновационный проект RE-Fibre. С 2024 г. все реплики футболок «Сити» изготавливаются с использованием материалов RE-Fibre, которые представляют собой переработанные фабричные обрезки, бракованные товары и бывшую в употреблении одежду.

    Puma также сотрудничает с несколькими клубами, входящими в структуру City Football Group. Бренд экипирует «Мельбурн Сити» (Австралия), «Ломмель» (Бельгия), «Труа» (Франция), «Байя» (Бразилия), «Палермо» (Италия), «Мумбай Сити» (Индия) и «Монтевидео Сити» (Уругвай). 

    Такое положение дел подчеркивает прочные отношения между CFG и брендом спортивной одежды, которые сохраняются, несмотря на убытки группы в сезоне 2023/24 в размере 122,2 млн фунтов до вычета налогов. Совокупные убытки группы с момента ее основания в 2013 г. насчитывают уже 972,8 млн фунтов, отмечает The Athletic. 

    Рост силы бренда

    «Исследование болельщиков Brand Finance, проведенное в июне на 14 рынках, показывает, что «Манчестер Сити» является шестой на сегодня по популярности командой в мире. Также клуб входит в число команд, обладающих по-настоящему глобальной популярностью, – объяснил BBC Sport серьезные вложения Puma в клуб АПЛ финансовый аналитик в сфере спортивных услуг Уго Хенсли. – Дополнительные инвестиции увеличивают рост узнаваемости бренда. Руководство надеется, что за счет этого Puma сможет занять лидирующие позиции по продажам». 

    Но головокружительная сделка на 1 млрд фунтов не отражает текущие объемы продаж футбольной формы «Сити». По данным ежегодного отчета Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), относительно недавно вошедший в мировую элиту клуб из Манчестера все еще заметно отстает от конкурентов по продажам футбольной формы и мерчандайзинга. 

    Наибольший доход в 2024 г. по этой статье получил «Реал» (196 млн евро), также в пятерку лучших входят мюнхенская «Бавария», испанская «Барселона» (заработали по 171 млн евро), а также английские «Ливерпуль» и «МЮ» (по 146 млн евро). «Сити» заработал 76 млн евро (11 место). 

    «Будучи ведущим брендом английского футбола, «Сити» добился существенного прогресса в плане ценности и силы бренда. В 2024 г. стоимость бренда клуба выросла на 7%, достигнув 1,6 млрд евро, что поставило его на второе место после «Реала» (1,7 млрд евро). Это огромное достижение. Долгосрочные обязательства Puma подтверждают твердую уверенность в том, что «Сити» продолжит доминировать на поле и за его пределами еще много сезонов», – убежден Хенсли.