Сила в продвижении: почему в НХЛ зарплаты ниже, чем в других американских топ-лигах

    10 самых высокооплачиваемых хоккеистов получают в 4 раза меньше, чем топ-10 игроков НБА
    Александру Овечкину «Вашингтон» платит $9 млн в год, а «Лейкерс» баскетболисту Леброну Джеймсу – $44,5 млн /Zuma / TASS

    Жесткий потолок 

    Хоккейный агент Алан Уолш, представляющий интересы 30 игроков НХЛ, недавно привлек внимание Twitter-аудитории интересным сравнением: первый номер драфта НХЛ (фактически лучший молодой хоккеист мира своего года рождения) при дебюте в лиге подписывает контракт на $950 000. При этом в бейсболе новичок получает $8 млн, в американском футболе – $9,3 млн, в баскетболе так и вообще $11 млн. Да, НХЛ по среднезарплатным показателям опережает почти все европейские футбольные лиги, но в Америке хоккей, регулярно собирающий аншлаги на 20-тысячных аренах по всей стране, – аутсайдер. 

    Уолш – давний критик комиссионера НХЛ Гари Беттмэна. Агент несколько раз публично призывал уволить босса лиги, а в июле 2021 г. писал в соцсетях: «Стоимость франшизы НХЛ экспоненциально росла последние 15 лет. Тем не менее зарплаты ведущих игроков сегодня такие же, как и в 2001 г. <...> Эти капиталистические бароны (владельцы клубов. – «Ведомости. Спорт») верят в свободное предпринимательство для себя и потолок зарплат для своих сотрудников».  

    В НХЛ действительно установлены зарплатные ограничения: в сезоне 2022/23 превышать планку в $82,5 млн не может ни одна команда. Для сравнения: в НБА, где потолок долгое время был чуть выше НХЛ (например, в сезоне 2007/08 он составлял $55,6 млн, а в НХЛ – $50,3 млн), в нынешнем сезоне он установлен на отметке в $123,7 млн, но потратить можно и больше, если заплатить «налог на роскошь». 

    Частичная занятость 

    Зарплатные бюджеты НХЛ не всегда исчислялись миллионами. В первые годы (лига образовалась в 1917 г.) сезон длился лишь три месяца, и летом спортсменам приходилось работать, потому что зарплату в клубах они не получали. Долгое время контракт самого дорогого игрока НХЛ превышал доход средней американской семьи только в шесть-семь раз. Например, в чемпионате 1970/71 легендарный нападающий Фил Эспозито установил (на тот момент) рекорд НХЛ, набрав 152 очка в 76 матчах, но летом, после сезона, отправился работать на сталелитейный завод. Лишь через год он подписал контракт на $100 000 в год и смог полностью сосредоточиться на спорте.  

    Хоккейную гонку вооружений спровоцировало создание Всемирной хоккейной ассоциации (ВХА). Этот проект воплощали в жизнь те же дельцы (предприниматель и мэр города Буэна-Парк в Калифорнии Деннис Мерфи и адвокат Гэри Дэвидсон), которые создали Американскую баскетбольную ассоциацию, ставшую на время конкурентом НБА. Бизнес-модель ВХА была во многом правильной: там серьезно работали с ТВ, за хорошие деньги продали спонсорам название главного трофея лиги.  

    Бобби Халл первым в американских лигах получил $1 млн /Sporting News / Getty Images

    Самое главное – ВХА переманила из НХЛ громкое имя, 33-летнего супербомбардира (604 шайбы в 1036 матчах) Бобби Халла. На огромный по тем временам подписной бонус в $1 млн – первый в истории североамериканских лиг – скинулись все девять команд ВХА.  

    Первый миллион 

    Проект Мерфи и Дэвидсона не дожил даже до 1980-х: организаторы ВХА совершенно не разбирались в хоккее, как и большинство владельцев команд. Зато контракты спортсменов новая лига раздула очень сильно. Пиковых значений превосходство хоккейной топ-зарплаты над средним семейным доходом в США достигло в 1975 г., когда было 42-кратным. Примерно в то же время ВХА стала угасать, а ее лучшие клубы в 1979 г. вошли в состав НХЛ, что слегка замедлило разгон зарплатной кривой, но ненадолго. В 1980-х в НХЛ ворвались Уэйн Гретцки и Марио Лемье. Менеджеры стали создавать вокруг них дорогие суперкоманды, что повлияло на рост зарплат в лиге в целом. 

    В 1990 г. с согласия ассоциации игроков НХЛ впервые обнародовала зарплаты хоккеистов лиги. На вершине оказались Лемье и Гретцки – $2 млн и $1,72 млн соответственно. Но, кроме них, никто в лиге не получал более $1 млн: третьим шел партнер Гретцки по «Эдмонтону» Марк Мессье ($830 000).  

    Вскоре после этого зарплаты взмыли. 18-летний канадец Эрик Линдрос, первый номер драфта-1991, появление которого в НХЛ сопровождалось немыслимым ажиотажем («Филадельфия» отдала за хоккеиста пять игроков, несколько выборов на драфте и $15 млн), подписал контракт на $22 млн за пять лет, еще не проведя ни одного матча в лиге. Аппетиты игроков и щедрость владельцев подстегивали рост зарплат, за которым не успевали доходы лиги. Впрочем, «Филадельфия» понимала, на что шла, переплачивая Линдросу: ажиотаж вокруг игрока позволял и увеличить цены на билеты.  

    «Наличие звезд в клубах НХЛ является большим двигателем развития хоккея в регионе, – объясняет агент Алексей Дементьев, представляющий интересы форварда «Рейнджерс» Владимира Тарасенко и других хоккеистов. – На драфте многие клубы ориентируются на то, чтобы получить «франчайз-игрока» – хоккеиста, вокруг которого будет строиться вся рекламная деятельность. В современной НХЛ это Александр Овечкин, Коннор Макдэвид, Остон Мэттьюз».  

    Деление и сокращение 

    В 1997 г. случился рекорд: зарплата топ-игрока НХЛ в 444 раза превысила доход средней семьи. В историю вошел капитан «Колорадо» Джо Сакик. «Нью-Йорк Рейнджерс» предложили хоккеисту, который получал $2 млн в год, $21 млн за три сезона с условием единовременной выплаты $15 млн. «Колорадо» нужно было повторить предложение за неделю. Боссам клуба помог случай: тем летом кассовые рекорды покорял «Самолет президента» (прокатные сборы – $315 млн). Компании, владевшей «Колорадо», принадлежала и часть прав на фильм – и деньги на Сакика нашлись.  

    Продолжавшаяся гонка зарплат в 2004 г. привела НХЛ к неприятной ситуации. 70% доходов клубов лиги уходило на зарплаты. Разница зарплатных бюджетов между самой богатой («Детройт») и самой бедной («Эдмонтон») командой НХЛ была четырехкратной. Конкуренции в лиге это не мешало, но тормозило экономическое развитие НХЛ, где многие команды были убыточными. Владельцев клубов такой расклад не устраивал – и в 2004 г. лига объявила локаут из-за споров по коллективному соглашению.  

    Дебаты заняли целый сезон. В итоге хоккеисты согласились на введение жесткого потолка зарплат и их сокращение на четверть. Кроме того, уменьшилась и доля доходов лиги, которую полагалось тратить на зарплаты игроков. Правда, через восемь лет локаут снова съел половину сезона 2012/13: менеджеры клубов обходили потолок сверхдлинными контрактами, где большая часть зарплаты выплачивалась в первые годы. В результате споров долю доходов хоккеистов снова урезали – с 57 до 50%. 

    Дорогой вид 

    Размер потолка зарплат зависит от так называемых хоккейных прибылей лиги, Hockey Related Revenues (HRR). Некоторые агенты и игроки недовольны методом их подсчета – например, вступительные взносы от пополнивших лигу «Вегаса» (2017 г.) и «Сиэтла» (2021 г.) в HRR включены не были, а ведь два новичка суммарно пополнили кассу НХЛ более чем на $1 млрд. Соответственно, потолок зарплат – это сумма HRR, поделенная на 32.  

    С относительно низким HRR и связаны низкие зарплаты игроков. Основной двигатель контрактного безумия в НБА и НФЛ – огромные телевизионные сделки. НХЛ в 2011 г. подписала контракт с NBC на $2 млрд на 10 лет – и тогда это казалось успехом. Но через несколько лет НБА оформила сделку на $24 (!) млрд на девять лет. 

    При этом ТВ-доходы вполне отражают уровень популярности НХЛ в Штатах. Понятно, что в Канаде хоккей – вид спорта № 1 и к теледоходам лиги надо прибавлять солидные канадские выплаты, но в США хоккей на втором плане. Игрой с шайбой, по данным Statista, интересуется лишь 22% американцев (американским футболом – 74%, баскетболом – 56%, европейским футболом – 21%). И этот расклад не поменять, считает агент многих игроков КХЛ Шуми Бабаев.  

    «Почему футбол [европейский] в Америке развивается тоже с трудом, как и хоккей? Потому что эта игра состоит из незаконченных действий, – объясняет он. – В Америке предпочитают другое. Например, гольф. Удар – решение. Баскетбол – атака, гол или промах, решение. Все быстро. Теннис, американский футбол – то же самое. Им не нравится нудный, затягивающийся процесс, где никакого завершения нет, – атаки туда-сюда, бегают и все. Поэтому хоккей в Америке и начал меняться в сторону более атакующего. Оборонительный хоккей, который был раньше и который сейчас продвигается в России, не интересен аудитории».  

    Агент Юрий Николаев, представляющий интересы Александра Радулова, Артемия Панарина и других хоккеистов, обращает внимание на дороговизну вида спорта как препятствие для его популяризации. «В хоккее нужно с четырех-пяти лет покупать экипировку и кататься, – говорит Николаев. – Понятно, что в Канаде с этим проще. Там хоккей – это символ и идол. А в Америке по-другому. В баскетбол по большей части играют люди из небогатых районов. В американский футбол тоже. А хоккей – это дорогой вид спорта». 

    Канадца Сидни Кросби часто называют лучшим игроком поколения, но он не стремится монетизировать собственную славу /Wikimedia

    Еще одной причиной недостаточной популярности НХЛ считают и то, что лига не умеет раскручивать своих звезд. А зачастую они просто не хотят раскручиваться: самая многочисленная нация НХЛ – канадцы (447 из 1041 игрока), а они считаются людьми скромными. Например, главный канадский игрок 2010-х Сидни Кросби не ведет соцсетей, и звезда НБА Леброн Джеймс благодаря своему влиянию в social media даже рассматривается как потенциальный кандидат в президенты. При этом Дементьев считает, что звездные игроки не нуждаются в дополнительном пиаре: «Они сами создают свой имидж за счет великолепной игры».  

    Категория 20+ 

    Зарплата молодых игроков НХЛ стоит на месте уже почти 15 лет. Лимит контракта новичка в $925 000 был установлен на 10 лет вперед коллективным соглашением 2013 г. После этого потолок вырос почти на треть, но молодые звезды все равно зарабатывают на уровне скромных пахарей из четвертого звена, лишь недавно получив прибавку в $25 000. Командам, придавленным потолком зарплат, это позволяет серьезно экономить. «Проблема и в том, что обычно игроки созревают для полноценной игры в НХЛ только к 21, 22 или даже 23 годам, – объясняет политику лиги в отношении молодежи Дементьев. – Лишь два хоккеиста за последние годы драфта – Макдэвид и Мэттьюз – сразу заиграли в НХЛ и стали давать результат». 

    Будет ли расти зарплата новичков в ближайшее время? «Какое-то движение идет, минимальная зарплата и подписные бонусы при первом контракте растут, – говорит Дементьев. – Они существенны для молодых, которые только начинают играть. Игроки, задрафтованные в топ-5, имеют систему бонусов. При выполнении определенных условий там может быть и $3 млн, и $4 млн в год».  

    В ближайшие годы способствовать росту зарплатного потолка должна новая телевизионная сделка НХЛ: в 2021 г. компании ESPN и TNT обязались платить лиге по $750 млн в год до сезона 2027/28. Еще примерно $312 млн в год лига получает от ТВ-контракта в Канаде. Эффект от новых телесделок мог проявиться уже пару лет назад, но помешала пандемия, которая сильно обрушила прибыли лиги.  

    Бабаев связывает надежды на повышение зарплатного потолка с новым исполнительным директором профсоюза игроков. В феврале 2023 г. организацию возглавил министр труда США Марти Уолш. «До этого руководителем был человек из бейсбола [экс-глава профсоюза игроков МЛБ Дональд Фер], думали, что он поможет все кардинально поменять, – говорит Бабаев. – Но движение есть, просто оно не такое быстрое, как хотелось бы». 

    И все же ускорить рост зарплат в НХЛ довольно сложно. Популярность лиги в Северной Америке давно не растет, а в будущем может и снизиться. Хоккей в США был и остается спортом белых (по данным The Atlantic, 92% фанатов НХЛ попадают в категорию «white»), доля которых в стране будет падать – демография здесь против Гэри Бэттмена и его лиги. И как бы агент Уолш ни жаловался на то, что 20 лет назад хоккеисты получали больше, чем сейчас, их высокие зарплаты в начале нулевых являются большей несправедливостью, чем сравнительно низкие в 2023 г.