Дмитрий Яшкин: «Команды в КХЛ подравнялись, в календаре нет проходных матчей»

    Один из лучших игроков сезона – о болельщиках, рекламе и спортивном долголетии
    Фотоагентство КХЛ
    Фотоагентство КХЛ

    В Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) набирает обороты плей-офф. Во второй раунд вышел и казанский «Ак Барс». Его лидер и капитан Дмитрий Яшкин – один из самых высокооплачиваемых (90 млн руб. в год, по данным «Спорт-экспресса») и самых ярких игроков лиги. В регулярном чемпионате 32-летний нападающий стал вторым в списке лучших снайперов – 35 шайб и 19 передач, а в Кубке Гагарина уже забил три гола и поучаствовал еще в четырех.

    У Яшкина русские корни, но вырос он в Чехии и выступал за местные сборные разных возрастов. В 19 лет хоккеист уехал в Северную Америку и восемь сезонов провел в Национальной хоккейной лиге (НХЛ): выступал за «Сент-Луис», «Вашингтон» и «Аризону», набрав за 315 матчей 70 очков (27+43).

    Яшкин мог продолжать карьеру за океаном, но не был удовлетворен количеством игрового времени и в 2019 г. перебрался в КХЛ: играл за московское «Динамо», затем СКА, а с 2023 г. представляет «Ак Барс». Отличительная черта чешского форварда – удивительная стабильность. В четырех из пяти сезонов в КХЛ Яшкин набирал не меньше 50 очков за регулярный чемпионат, забрасывая более 30 шайб.

    «Ведомости. Спорт» поговорил с Яшкиным о хоккейных болельщиках, Овечкине и активности в соцсетях.  

    «Для России хоккей – часть национального характера»

    – Вы проводите в КХЛ пятый сезон – как лига изменилась за это время?  

    – После того как многие иностранные игроки уехали, средний уровень хоккеистов снизился. Вместе с тем за последние годы все команды сильно подравнялись, сейчас в календаре уже нет проходных матчей. Стиль игры несколько упростился, стал жестче. От обороны играть научились все. Связываю это с отъездом легионеров, а также с введением [жесткого] потолка зарплат.

    Антураж вокруг матчей стал масштабнее, посещаемость заметно увеличилась – теперь полные арены собирают не только топ-клубы. На матчах часто проводят шоу, конкурсы, концерты. Зрителям это дает дополнительные эмоции, дает более глубокий уровень погружения в процесс – за этим болельщики и приходят на стадионы.

    – Меняется ли хоккейная публика?

    – Безусловно. Стало заметно больше детей, семей. И это, опять же, результат работы клубов. В НХЛ я видел, как команды взаимодействуют с аудиторией, как продумывают все до мелочей, чтобы болельщики чувствовали себя важной частью процесса. КХЛ движется в этом же направлении. Важна в привлечении аудитории и роль хоккеистов. Не все это понимают, но, поскольку у меня есть такой опыт, я стараюсь разговаривать с молодыми игроками о необходимости взаимодействия с фан-базой – через участие в клубных интерактивах, через соцсети и т. д.  

    – Болельщики в России отличаются от хоккейной публики в Северной Америке и Чехии?

    – В каждой из этих стран болельщики ведут себя по-разному. В Канаде хоккей – это спорт № 1, можно сказать, религия, люди много говорят о нем и прекрасно разбираются. Если ты играешь в канадской команде, тебя знают все местные жители. В США хоккей затмевается американским футболом, который идет по телевизору 24/7. Там всего 16 матчей в сезоне, но на их освещение тратятся огромные ресурсы.

    В Чехии интерес болельщиков зависит от результатов в том или ином виде спорта в данный момент. Когда были успехи у чешских футболистов, большой интерес был к футболу. После победы на чемпионате мира в 2024 г. случился новый всплеск популярности хоккея. Что мне нравится – в Чехии очень активные хоккейные болельщики. Они не просто смотрят матч, а живут на трибунах – поют, скандируют кричалки, ведут себя буквально как на концерте. Это и тебя заряжает эмоциями.

    В России иногда подобного не хватает. Хотя интерес к хоккею здесь большой, есть огромные хоккейные традиции. Для России хоккей не просто игра, а часть национального характера, символ борьбы и желания соревноваться.   

    – Насколько ваши ожидания накануне переезда в КХЛ совпали с реальностью – что особенно удивило?  

    – Перелеты. В Америке, да нигде в мире в целом, таких длинных перелетов нет. Привыкнуть было непросто. Но я стал воспринимать это как часть работы. Важно научиться восстанавливаться после дороги, это напрямую влияет на уровень игры.  

    Плюс были в новинку продолжительные сборы в КХЛ. До недавнего времени они были двухмесячными, сейчас сократились до месяца. Считаю, это правильно. В НХЛ, например, игроки приезжают в тренировочный лагерь уже готовыми и остается буквально две-три недели, когда идет отработка нюансов и отбор хоккеистов в основную команду. Если ты приехал неподготовленным, шансы закрепиться у тебя минимальные. В России тоже постепенно к этому пришли, теперь летом появилось больше времени, чтобы самому подготовиться к сборам.

    «У Овечкина уникальная природная сила»

    – Сейчас в спорте очевидный тренд на долголетие – во многих видах атлеты и после 30 продолжают выступать на топ-уровне. Чем вы это объясняете?

    – Думаю, профессиональные спортсмены стали более осознанными. Во многих компонентах – в тренировках, восстановлении, питании, ментальной подготовке. Самое главное для спортсмена – знать свое тело, проводить ежедневную аналитику и делать выводы, в чем можно прогрессировать.

    Если вы посмотрите на суперзвезд спорта, которые держат свой уровень даже после 35, все они вкладывают огромное количество усилий в изучение своего организма, раскрытие его потенциала.

    – Вы один из самых стабильных игроков КХЛ последних лет. Как удается проходить сезон за сезоном практически без спадов – есть секретные методы восстановления?  

    – В этом вопросе все очень индивидуально, единого рецепта нет, система нарабатывается годами. Считаю, что сон – важнейшая часть восстановления. Кроме того, на ежедневной основе использую ледяные ванны, различные коврики с иголками, «спинаправы», которые контролируют позвоночник.

    Что касается питания, стараюсь есть одно и то же каждый день. С утра – кашу, в обед – суп, курицу с макаронами. После игры можно съесть стейк, также ем много овощей. Очень люблю сладкое, но стараюсь от него держаться подальше.

    – Чему вас как игрока научили годы в НХЛ?

    – Очень многому. Все, что я делаю ежедневно на тренировках, во время восстановительных процедур, – из НХЛ, где есть детальная аналитика, показывающая эффективность каждого упражнения или процедуры лично для тебя. Многому я научился у старших коллег, которые подсказывали, что нужно делать, чтобы как можно дольше сохранять высокий уровень. В последние годы много времени провожу на арене – ухожу оттуда, только когда сделаю весь комплекс необходимых мне упражнений.

    – Возможность возвращения в НХЛ рассматриваете?

    – У меня действующий контракт с «Ак Барсом», и я полностью сосредоточен на том, чтобы достичь нашей главной цели – победы в чемпионате. А через полтора года, когда контракт истечет, буду принимать решение.

    Думаю, было бы глупо говорить, что желания выступать в НХЛ нет. Но многое зависит от предложения. После того как в России я показал себя в ведущих звеньях, побывал лидером нескольких команд, было бы странно соглашаться вновь ехать в третье-четвертое звено в НХЛ.

    – Ваша карьера в Северной Америке сложилась неидеально – анализировали, чего не хватило для более успешного развития?  

    – Думал об этом не раз. Как и в любой работе, чтобы пришел успех, должен сложиться пазл из субъективных и объективных факторов. Тем более когда речь идет о такой высококонкурентной лиге, как НХЛ. В первые годы в «Сент-Луисе» мне дали шанс, которым я воспользовался, но на следующий сезон такого шанса не предоставилось из-за обменов и других перемен в клубе. Мои конкуренты по позициям здорово себя проявляли. Команда была плотно укомплектованной, только что выиграла Кубок Стэнли. Тренеры больше доверяли уже зарекомендовавшим себя игрокам.

    Я запросил обмен в «Вашингтон», неплохо себя там проявил, но в итоге хотел получать еще больше игрового времени и решил попробовать в КХЛ. По поводу выступлений в НХЛ не грущу, все к лучшему, это был полезный опыт.

    – Вы играли в одной команде с Александром Овечкиным, до сих пор хорошо с ним общаетесь. Как вы объясняете его феномен?

    – У него природный талант. Но понятно, что этого недостаточно. Он невероятно профессионально относится к подготовке, восстановлению. Все, что мы обсуждали, он делает в обязательном порядке. Прошлым летом мы вместе лечили мелкие болячки, я еще раз восхитился его отношением к делу и любовью к хоккею. В 39 лет он заряжен как 17-летний. Этот огонь идет изнутри, подобному человека не научить.

    Если брать игровые характеристики, у Овечкина уникальная природная сила. Все видят, как он проезжает любого соперника словно танк. Понятно, что он в первую очередь снайпер, но многие недооценивают его способность как плеймейкера читать игру, анализировать действия других игроков. За счет этого он часто оказывается впереди всех в принятии решений на льду.

    – В коллекции трофеев Овечкина не хватает только олимпийской медали. Вы тоже на Играх не выступали, но наверняка мечтаете об этом, хотя и не вызывались в сборную с 2022 г. Как оцениваете шанс сыграть на Олимпиаде-2026, учитывая меняющуюся политическую ситуацию?

    – Хотелось бы, чтобы были подвижки. Могу только надеяться на лучшее. На Олимпиаду-2014 в Сочи я не попал, поскольку был еще совсем молодой, у Чехии тогда была сильная команда. Следующие Игры пропустил, так как выступал в НХЛ. Получится ли у меня поехать в Италию – не знаю. Конечно, очень хотелось бы. Олимпиада – огромное событие, поучаствовать в котором – мечта для любого спортсмена. Посмотрим, как будет развиваться ситуация до следующего года.

    «Я такой же фанат спорта, как и все остальные»

    – У вас 35 000 подписчиков в соцсетях, вы активно ведете свои аккаунты – зачем?

    – Думаю, это отличный ресурс, чтобы продвигать хоккей, взаимодействовать с фанатами, развивать себя как личность. Я сам люблю заглядывать за кулисы – смотрю много документальных фильмов про спортсменов. Я такой же фанат спорта, как все остальные. Понимаю, что болельщикам интересно увидеть изнанку, к которой обычно не подпускают. Поэтому активно рассказываю про свою жизнь.

    – Какая у вас любимая спортивная документалка?

    – Их много. Недавно посмотрел документалку про баскетбольную сборную США на Олимпиаде в Париже. Но если нужно выбрать одну, это будет Last Dance.

    Еще на «Кинопоиске» много хорошего спортивного контента. Нравится, например, «Хороший гол», где на хоккей можно посмотреть изнутри, причем глазами судей.  

    – Соцсети вы ведете сами или кто-то помогает?

    – Есть команда, с которой мы регулярно обсуждаем, как разнообразить контент и делать его более интересным.

    – Недавно вы объявили в соцсетях, что стали лицом бренда одежды. Как сложилась эта история?

    – Все получилось естественно. Партнеры следили за моей карьерой и в какой-то момент предложили сотрудничество, идея мне понравилась. В итоге масштаб нашего партнерства вышел за пределы ожиданий, получилась отличная рекламная кампания.

    Вскоре планирую объявить еще об одном контракте – с маркетплейсом. Будем выпускать линейку моих собственных футболок. Результат мне очень нравится, не терпится показать людям.

    В целом соглашаюсь далеко не на всю рекламу. Выбираю только то, что меня цепляет.

    – Какую часть дохода вам приносит рекламная активность?

    –Не могу сказать, что это какой-то огромный заработок. В России спонсорский рынок пока находится на начальном уровне. Плюс влияет, что я только начинаю этим заниматься, – чтобы предложений стало больше, нужно повышать узнаваемость.  

    – При этом хоккеисты в целом зарабатывают меньше на рекламных контрактах, чем представители других видов спорта – футбола, баскетбола и проч. Почему, как вам кажется?

    – Это правда. Все зависит от аудитории и объема рынка. Например, в США баскетбол популярнее хоккея, поэтому спрос на баскетболистов со стороны рекламодателей выше. В Европе футбол в среднем популярнее хоккея, тут тоже прямая связь с огромными рекламными контрактами футболистов.

    При этом наш вид спорта не стоит на месте. По моим ощущениям, хоккей становится все более популярным в России и в мире, а хоккеисты индивидуально – все более узнаваемыми. То есть мы движемся в правильном направлении.

    – Вы один из самых высокооплачиваемых игроков КХЛ – как распоряжаетесь доходом, чтобы не потерять, а преумножить?  

    – Не гонюсь за огромными заработками. Стараюсь вкладывать в сферы, где риск потерь минимален. У меня есть недвижимость. Интересуюсь биржей – есть ценные бумаги. Решения по инвестициям стараюсь принимать вместе с семьей и агентом.