Нет сигнала: телеканал NBC заплатил под $90 млн за трансляцию Игр-1980, но в США их так и не увидели

    Телеправа принесли оргкомитету московской Олимпиады десятую часть доходов
    $37,5 млн предлагали за американские телеправа на Игры-1980 на старте переговоров. Финальная сумма оказалась в 2,3 раза выше /picture alliance / SvenSimon

    В начале года Международный олимпийский комитет (МОК) наконец определился с обладателями медиаправ на трансляции Игр в Европе в период с 2026 по 2032 г. Они достались Европейскому вещательному союзу (EBU), который с весны 2022 г. приостановил членство российских каналов, и американской компании Warner Bros. Discovery (WBD). В планах – показ Игр в 49 странах Европы. Россия и Белоруссия пока в список не попали. Это не значит, что местные болельщики останутся без олимпийских трансляций (к примеру, в России ТВ-права на Игры 2024 и 2026 гг. заранее приобрела компания «Телеспорт»), но отлично показывает, как политика влияет на спорт.

    Еще один пример – Олимпиада-1980. Тогда серьезное обострение в отношениях СССР и США вылилось в бойкот Игр со стороны многих западных стран и серьезные проблемы для вещателей.

    Раунд первый: сговор конкурентов

    Вопреки мнению скептиков экономическая концепция Олимпиады-1980 была далека от того, чтобы просто потратить государственные деньги. В СССР очень внимательно изучили печальный опыт Монреаля-1976. Для канадцев Игры обернулись финансовым крахом: орграсходы превысили изначальную смету в 5 раз – $1,2 млрд чистого убытка. Окончательно выбраться из долговой ямы город смог только к 2006 г.

    В Советском Союзе о таком боялись даже подумать. Заместитель председателя оргкомитета Москвы-1980 Владимир Коваль (он отвечал за финансы) в своей книге «Записки олимпийского казначея» пишет, что поступления средств составили 745 млн руб., затраты – почти 863 млн. К этим цифрам из-за специфики советской экономики, конечно, нужно относиться осторожно. Но общее представление они дают – СССР удалось избежать серьезных убытков.

    Как следует из документов, собранных в документальной книге «Пять колец под кремлевскими звездами», почти десятую часть доходов советский оргкомитет получил за счет продажи телеправ. Важные переговоры начались летом 1976 г. В них участвовали все три американских телегиганта – ABC, CBS и NBC.

    В этот момент отношения между СССР и США были на подъеме. Американский президент Ричард Никсон несколько раз прилетал в Москву, генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев посещал Вашингтон и гостил на вилле Никсона в Сан-Клементино в Калифорнии. Наконец, были подписаны документы, которые, как считалось до недавнего времени, создали архитектуру современной безопасности, – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

    Советско-американское потепление сказалось и на экономике московской Олимпиады. Показателен пример с вещателями. Еще до старта переговоров, чтобы просто принять участие в тендере, американские телевизионщики заплатили МОК по $2 млн. А дальше начали торговаться с организаторами. Первыми выступили представители ABC. Они предложили $37,5 млн. Монреаль – для сравнения – получил $20 млн. В советском оргкомитете об этом, конечно, знали, но не сомневались, что смогут выручить еще больше.

    Представители CBS выбрали другую тактику – выразили готовность не просто освещать спортивные соревнования, но и рассказывать о достижениях советского строя в области науки, техники и культуры. Деньги они, естественно, тоже предлагали. Но безрезультатно.

    Тогда американцы по инициативе NBC объединились в пул, от лица которого сформулировали финальное предложение – $50 млн. Оргкомитет снова устоял, а параллельно начал переговоры с предпринимателем Джоном Капштейном. Во второй половине 1970-х он планировал создать в Америке четвертую общенациональную телекомпанию – «Сатра корпорейшен». Стороны даже подписали соглашение о намерениях. Правда, в оргкомитете Олимпиады-1980 его планировали использовать исключительно как инструмент давления на организаторов телепула. И это сработало. Коалиция потенциальных вещателей распалась, а канал CBS и вовсе выбыл из борьбы.

    Раунд второй: посредник за $11 млн

    Одним и з главных элементов российского и советского культурного экспорта всегда оставался классический балет, а самым заметным брендом – Большой театр. Записи оттуда мечтали заполучить многие. Гостелерадио активнее всего сотрудничало с немцем Лотаром Бокком. В какой-то момент выяснилось, что у него хорошие отношения с руководством NBC и он готов помочь с переговорами.

    Заместитель председателя Гостелерадио Генрих Юшкявичюс (он отвечал за организацию олимпийских трансляций) вспоминал в одном из интервью: «Как я потом узнал, за наведение мостов между нами и американцами Бокк сразу же получил от них $1 млн. А еще за $10 млн продал записи Большого театра. Правда, свое состояние быстро промотал».

    За права на показ Олимпиады-1980 представители NBC в итоге согласились заплатить $87 млн. При этом контракт был составлен довольно хитрым образом: $50 млн предполагалось потратить на оплату телевизионной техники, необходимой для обеспечения качественной трансляции. Эту сумму советский оргкомитет мог ни с кем не делить. Обязательные отчисления в МОК (около $12,6 млн) производились из оставшихся $37 млн.

    В Олимпиаде-1980 приняли участие спортсмены из 80 стран, хотя на церемонию открытия пришли не все. Еще 65 государств объявили московским Играм бойкот – из-за вторжения советских войск в Афганистан /H. Routledge / PA Images / Getty Images

    К концу 1979 г. американские телевизионщики перевели большую часть денег – порядка $62 млн. В Москве для них подготовили студию, забронировали места для камер на спортивных объектах. «По условиям контракта почти 500 наших сотрудников прошли языковые курсы и овладели базовым английским, – вспоминал Юшкявичюс. – И мы, и американцы очень хотели показать московскую Олимпиаду в лучшем свете».

    Все планы рухнули 25 декабря 1979 г., когда советские войска вошли в Афганистан. Отношения между СССР и США обострились до предела. В начале января 1980 г. американский президент Джимми Картер ввел против Советского Союза санкции – запрет на экспорт товаров, оборудования и капиталов. Естественно, ограничения коснулись и Олимпийских игр.

    Глава Соединенных Штатов сначала призывал отменить или перенести Олимпиаду из СССР, но поддержку в МОК не получил – и тогда включился механизм бойкотов. 12 апреля Олимпийский комитет США официально объявил об отказе участвовать в Играх-1980, а позже к «протестной акции» присоединились еще 64 государства.

    Раунд третий: отложенный платеж

    Сотрудники NBC так и не смогли поработать в подготовленной для них студии – канал отказался от трансляции, но выплаченные деньги вернуть не пытался. Более того, через два года рассчитался окончательно.

    По условиям контракта последний платеж американцы должны были провести в январе 1980 г., но сделать это до введения санкций не успели. Пришлось воспользоваться услугами одного из банков Нью-Йорка.

    «Руководство NBC разъяснило, что запрет будет действовать как минимум два года, – вспоминал Коваль в своей книге. – Они предложили открыть счет на мое имя в Нью-Йорке и перевести туда «олимпийский долг». Так я на некоторое время стал миллионером. Банк ежемесячно сообщал о состоянии счета, а весной 1982 г. представители NBC проинформировали меня и НОК СССР о том, что они готовы перечислить деньги правопреемнику оргкомитета – Олимпийскому комитету СССР».

    Интересно, что благодаря бойкоту удалось даже немного заработать – за счет банковских процентов сумма увеличилась на пару миллионов.

    При этом американские вещатели, естественно, были не единственными, с кем договорился советский оргкомитет. Японский канал NET после долгих переговоров согласился заплатить порядка $8,5 млн. Хотя торги стартовали с $1,5 млн. Схема выплат похожа на ту, о которой договорились с вещателями из США: часть средств ($4 млн) – исключительно для оргкомитета на покупку оборудования, остаток делили с МОК. Последнему досталось $1,5 млн.

    Другие материалы в сюжете