Физкультуру в массы: как в России развиваются любительские спортивные лиги

    Непрофессионалы могут соревноваться в беге, велоспорте, плавании и других личных дисциплинах
    Предоставлено CyclingRace
    Предоставлено CyclingRace

    Одной из основных задач федерального уровня в контексте физкультуры и спорта является рост числа граждан, вовлеченных в регулярные занятия: к 2030 г. показатель должен достигнуть отметки в 70% населения страны. Основа для достижения амбициозной цели – развитие массового спорта. И за последние годы в этом направлении есть успехи. Причем наряду с госпроектами вроде «Лыжни России» с 1,5 млн участников по всей стране растут и частные инициативы – любительские турниры по разным видам спорта не только объединяют большую аудиторию, но и выходят на коммерческую эффективность.

    Государственная задача

    На официальном уровне масштабная работа по привлечению жителей страны к занятиям физкультурой стартовала в 2018 г. – с запуском нацпроекта «Демография», частью которого стали программы по пропаганде здорового образа жизни и созданию спортивной инфраструктуры. Комплекс мероприятий, по данным Минспорта, приблизил страну к заветной цели по числу занимающихся – осенью 2024 г. глава ведомства Михаил Дегтярев сообщил, что показатель достиг 60%. Правда, в январе 2025 г. этот тезис поставила по сомнение Счетная палата, проводившая аудит Минспорта. В ее отчете приводились данные опроса общественного мнения от АНО «Национальные приоритеты» с цифрой в 2 раза ниже и отсутствием положительной динамики за 2020–2023 гг.

    Но с этим наверняка поспорят организаторы многих спортивных мероприятий. К примеру, в первом после распада СССР Московском марафоне в 2013 г. участвовало 5000 человек, а в 2024-м – 30 000. Казанский марафон в 2022 г. собрал 12 000 бегунов, а в 2024-м – уже 28 000. За последние годы аудитория бега сильно выросла. По стране проводятся десятки мероприятий, можно участвовать в соревнованиях почти каждые выходные. А в 2023 г. флагманские события – в Москве, Санкт-Петербурге и Казани – объединились в Лигу марафонов БРИКС с планом расшириться за счет зарубежных стартов. В дебютном для проекта сезоне-2024 во всех трех забегах приняли участие 400 человек, в двух – 2500.

    «Благодаря Лиге порядка 6% новых участников втянулись в марафоны, другими маркетинговыми инструментами было бы сложнее достичь этого результата», – объясняет «Ведомости. Спорту» директор Казанского марафона Вадим Янгиров. Он добавляет, что на другой уровень вышло и общение со спонсорами. «Сейчас готовится к подписанию контракт с партнером, который заходит на все три старта», – говорит Янгиров.

    От велотрека до фестиваля в горах

    Свою долю популярности получили в последние годы и любительские велосоревнования. «С начала 2010-х в обществе есть тренд на здоровый образ жизни – говорит «Ведомости. Спорту» исполнительный директор серии велогонок CyclingRace Данила Грибанов. – Все началось с самого доступного вида – бега, затем популярность пришла к триатлону, а после началась специализация по конкретным видам. Так пришла мода на велозаезды».

    Основатели серии CyclingRace из Национальной ассоциации любителей и ветеранов велоспорта несколько лет проводили московские велофестивали, а с ростом числа заинтересованных в участии решили возродить легендарную гонку «Садовое кольцо» из советского прошлого. Инициатива нашла отклик у Правительства Москвы. Первый заезд в 2018-м собрал 900 участников, а в 2024-м на старт вышли уже 2500 человек. Вокруг флагманской гонки возникла система соревнований CyclingRace.

    «Сезон у нас идет круглый год, – рассказывает Грибанов. – Летом – это серия шоссейных стартов. Проводим их в Москве, Московской и Тульской областях. Сейчас ведем работу над запуском гонок в Санкт-Петербурге и других городах. А с ноября по март организуем старты на треке Sputnik в Крылатском. У нас создана система дивизионов, за счет чего гонки доступны для участников разной степени подготовки. В каждом дивизионе есть разделения по возрастным группам, а также индивидуальные и командные рейтинги. И многие действительно конкурируют друг с другом за рейтинг».

    Для участия достаточно предоставить медсправку и заплатить взнос – от 3500 руб. в зависимости от статуса гонки. По словам Грибанова, аудитория велозаездов увеличивается ежегодно на 10–15%. Сейчас база CyclingRace насчитывает более 100 000 человек.

    Еще более внушительный рост – порядка 30% в год – фиксируется в плавании на открытой воде. Нижегородец Александр Базанов два года подряд не успевал зарегистрироваться на заплыв через Босфор и в 2016-м решил организовать собственную серию заплывов в России. Так появился проект X-Waters. Соревнования проводятся в том числе и за рубежом: в Таиланде, Турции, Казахстане, Сербии, Черногории, Словении и других странах.

    «В 2016 г. мы провели одно мероприятие, а в 2024-м их было уже 33, – рассказывает «Ведомости. Спорту» сооснователь и исполнительный директор X-Waters Марат Богдалов. – Приятно осознавать, что турнир из Нижнего Новгорода постепенно превратился в международную серию. Дистанции разные – от 500 м до 181 км. Девять лет назад рынок плавания на открытой воде в России оценивали в 2000 человек, сейчас только в нашей e-mail-базе – 25 000 контактов. В крупнейшем нашем старте – X-Waters Volga – принимает участие порядка 3600 человек, не все беговые турниры могут похвастаться таким масштабом».

    Организаторы серии выбирают живописные локации – заплывы проходят на Кольском полуострове в Териберке, за полярным кругом в Дудинке, на острове Русский во Владивостоке и т. д. Стоимость участия стартует с 1900 руб. и доходит до 469 000 руб. за заплыв на 181 км в национальном парке «Самарская Лука». «Наша аудитория – взрослые люди со средними доходами и выше, у которых есть дух авантюризма и желание бросить себе вызов, – говорит Богдалов. – Открытая вода – это настоящее приключение и спектр эмоций».

    Не менее экстремальные соревнования устраивает компания Malidak. В рамках забегов, подготовленных командой альпинистов из Уфы, спортсмены-любители покоряют горные вершины в Башкирии, Карачаево-Черкесии, Свердловской и Челябинской областях. Ежегодно в горных забегах Malidak участвует 10 000 человек. При этом организаторы позиционируют проект как семейные фестивали.

    «Каждое наше мероприятие рассчитано на выходные, – говорит «Ведомости. Спорту» директор Malidak Дарья Струговец. – Люди семьями приезжают на горные поляны, где минимум цивилизации и не ловит связь. В пятницу у нас проходит лекторий, фитнес-программа, мастер-классы для детей, концерт. А затем начинаются забеги – до 10 стартов на каждом этапе. Опытные спортсмены преодолевают дистанцию бегом, менее подготовленные – пешком».

    Самый продолжительный забег Malidak рассчитан на 100 км и длится 15 часов. Взносы за участие – от 2000 до 6000 руб.

    Заплыв за 17 млн

    Организаторы любительских соревнований отмечают, что проекты приносят прибыль, но цифры раскрывать отказываются. Источники финансирования у всех примерно одинаковые. Основной доход приносят взносы спортсменов-любителей, но обычно оказывают поддержку и региональные власти. Еще один способ привлечь средства – подать заявку на грантовое финансирование. По словам Струговец, Malidak каждый год получает грант в размере от 500 000 до 2 млн руб. CyclingRace гранты помогают закрыть до трети бюджета.

    Есть у турниров и пул спонсоров. У CyclingRace в число партнеров входят крупные компании – «Яндекс», сеть супермаркетов «Дикси», Ozon Fresh и др. По словам Грибанова, привлечь их удалось за счет того, что многие велозаезды проходят в красивых локациях в центре Москвы. Еще одним фактором является наличие трансляций в VK (эфиры собирают по несколько сотен тысяч просмотров) и программа на канале «Матч! Страна» под названием «Сюрпляс», выходящая раз в две недели.

    «Бюджет небольших гонок составляет несколько миллионов рублей, более крупные старты типа «Садового кольца» требуют уже десятки миллионов, – делится Грибанов. – Часть партнеров помогают нам деньгами, с другими мы сотрудничаем на бартерной основе. На велотреке большую часть расходов составляют аренда полотна и организация трансляции, на открытой дороге – перекрытие улиц и обеспечение безопасности. Значительных трат требуют оплата труда команды, закупка наградной продукции, установка сцены, шатров и трансляции, которые мы ведем минимум с пяти камер и обеспечиваем продвинутой графической статистикой. На летних мероприятия в день гонки у нас трудится не менее 100 волонтеров, а общая численность вовлеченного персонала может достигать пары сотен человек».

    Расходы на этап серии X-Waters составляют от 2 до 17 млн руб. в зависимости от локации. К примеру, чтобы провести заплыв в Норильске, где нет инфраструктуры, только на логистику оборудования (шатры, сцены, туалеты, мусорные баки и т. д.) уйдет порядка 400 000 руб. Постоянная команда организаторов – это 12 человек, но на каждом мероприятии серии работает от 50 до 350 проектных сотрудников и волонтеров.

    У Malidak и вовсе нет штатных работников, все 20 постоянных организаторов проекта работают на волонтерских началах. «Проект финансово успешный, но весь доход мы вкладываем в развитие, – отмечает Струговец. – Надеюсь, когда-нибудь мы выйдем на тот уровень, когда сможем оплачивать работу сотрудников». Этапы горного марафона требуют затрат в 10–15 млн руб. и участия не менее 350 волонтеров. На каждом мероприятии компания организует специальные забеги для волонтеров – в качестве благодарности за работу.

    Многие затраты Malidak закрывает по бартеру: так, «Макфа» предоставляет продукты, а фирма «Рэй» – экипировку. Но за последние годы расходы все равно выросли, в связи с чем организаторам пришлось повысить размер взносов на 30%. По бизнесу неприятно ударили уход иностранных партнеров из России (Asics, Red Bull) и общий рост цен.

    Серия X-Waters тоже потеряла несколько зарубежных партнеров, но, по словам Богдалова, уже адаптировалась к ситуации – в частности, экипировку для участников предоставляет петербургская компания Mad Wave.