Как прервать гегемонию американцев и шокировать парусный спорт, не имея денег

    Победы и инновации действующего обладателя Кубка Америки
    www.facebook.com/EmiratesTeamNZ
    www.facebook.com/EmiratesTeamNZ

    История команды Emirates Team New Zealand, действующего владельца Кубка Америки, всегда была связанна с инновациями. Представители маленького островного государства с момента начала охоты на Кубок Америки вызывали у всех не только чувство зависти за свои гениальные находки, двигавшие парусный спорт в новую эру, но и чувство страха от того, что «эти Киви снова что-то придумают». Команду Новой Зеландии сокращенно прозвали Киви в честь нелетающей беззаботной птички с длинным клювом, являющейся символом острова.

    В 1983 г. австралийцы на яхте Australia II впервые за 132 года выиграли Кубок Америки у команды США, прервав самую длинную победную серию в мировом спорте – тогда было сложно даже представить, что маленькая Новая Зеландия сравнится с США в спортивном мероприятии, в котором доминируют технологии и деньги.

    Но австралийцы показали пример того, как изобретение «Т-образного киля» может победить размер банковского депозита у соперника, и уже в следующем розыгрыше Кубка Америки New Zealand Challenge впервые дебютировала в борьбе за знаменитый «серебряный молочник». И сразу же заявила о себе, компенсировав отсутствие денег и технологий инновациями.

    1987 г. Старт «Киви», открывший эру пластика.

    Команда Новой Зеландии впервые в истории розыгрыша кубка построила свои 12-метровые яхты из стекловолокна, а не из алюминия. Эта выходка настолько потрясла соперников, что ветеран Кубка Америки Деннис Коннер, проигравший Австралии в 1983 г., обвинил команду Новой Зеландии в жульничестве.

    Несмотря на все неурядицы, «Plastic Fantastic» прошла почти всех претендентов, выиграв 37 из 38 матчей. Только в финале Louis Vuitton Cup победная поступь «Киви» была остановлена будущим владельцем Кубка Америки – Деннисом Коннером. Но следующая глава в Кубке Америки стала одной из тех, что создают интриги вокруг серебряного кубка и делают его легендарным – и снова в центре внимания оказалась Новая Зеландия.

    1988 г. На 90-футовой громадине против катамарана американцев

    Новозеландцы не желали ждать четыре года – они воспользовались юридической лазейкой в дарственной. В соответствии с текстом официальной бумаги, кубок передавался на хранение в яхт-клуб Нью-Йорка с формулировкой: «ежегодная регата яхт-клуба претендента должна проводиться на море…». Прицепившись к слову «ежегодная», новозеландцы потребовали немедленного реванша в 1988 году. «Киви» бросили вызов яхт-клубу Сан-Диего – они отказались от выбранных в то время стандартом розыгрыша яхт 12-метрового класса, и возвратились к истокам Кубка Америки. В то время каждый строил то, что мог и как хотел, а критерием победы была только скорость. Новозеландцы построили 90 футового карбонового монстра по проекту знаменитого конструктора Брюса Фарра.

    KZ1 представлял собой огромную яхту с корпусом из углеродного волокна с крыльями, выступающими из палубы, как у авианосца. Яхта была настолько перегружена парусами, что даже при слабом ветре команде из 30 человек приходилось сидеть на крыльях, откренивая лодку, чтобы держать ее в более- менее вертикальном положении. Про качающиеся кили тогда еще никто не знал.

    Jorge Royan/Wikimedia
    /Jorge Royan/Wikimedia

    Надо отдать должное и сопернику: американцы ответили достойно, выставив против «Киви» катамаран с жестким парусом, аналогом самолетного крыла. Впервые в истории Кубка на старте сошлись два типа парусных судов: «Киви» на гигантской 90-футовой лодке против Conner's Stars & Stripes – гораздо меньшего, но более быстрого катамарана с жесткими крыльями. Как и ожидалось, на воде победил катамаран, а после началась затяжная судебная тяжба. В конечном итоге Новая Зеландия проиграла, но именно тогда были заложены технологии, применяемые в современных гонках.

    После всех юридических склок менеджмент Кубка изменил формулировки проведения соревнований, заодно отправив на свалку истории 12-метровые яхты.  Им на смену пришли правила класса Кубок Америки. 

    1992 г. Новый старт в новом классе яхт.  Яхта с дыркой в киле и без пера руля едет быстрее других

    К 1992 г. Новая Зеландия стала признанной силой, с которой приходилось считаться. Обретение нового статуса совпало по времени с рождением новых яхт класса America’s Cup. Новые правила класса было ограничительными – они задавали главные размеры, вес, площадь парусов, но давали разработчикам достаточно свободы в принятии решений при конструировании, чтобы повлиять на ходовые качества яхты.

    И снова всех удивили парни с острова в Тасмановом море. Новая Зеландия построила короткую, широкую и легкую яхту по чертежам Брюса Фарра с необычным килем с дырой посередине, полным отсутствием пера руля и выступающим вперед бушпритом. NZL20 была названа «лодкой на стероидах». Под управлением Рода Дэвиса они вышли в финал Louis Vuitton Challenger. Но склочные итальянцы в очередной раз перевели парусные гонки в судебные споры – соперники из Il Moro di Venezia развернули кампанию против инновационного киля и бушприта.

    В финале вся Новая Зеландия, ведущая в серии 4 к 1, с ужасом и неверием в происходящее наблюдала, как итальянцы, обойдя новозеландцев с итоговым счетом 5:4, выиграли и Louis Vuitton Cup и право бороться за Кубок Америки.

    На последних гонках Кубка команду Новой Зеландии возглавил уже тогда ставший легендой «Киви» Питер Блейк, который и привел новозеландцев к победе в следующем розыгрыше.

    1995 г. Кубок Америки номер раз

    Питер Блейк изменил название команды на простое Team New Zealand. Серебряный папоротник стал элементом логотипа, а затем и мастерским PR ходом. Каждый болельщик мог посадить у входа в свой дом логотип команды, поливать и ухаживать за ним. Команду прозвали All Blacks, видимо, играя на созвучии Black – Blake. Лодки, как и форма спортсменов, стали черными, а вся команда сконцентрировалась на тщательной проработке конструктива яхт.

    Во главе яхтсменов встал шкипер Рассел Куттс, который собрал звездную команду яхтсменов-гонщиков, а вездесущий Питер Блейк сосредоточился на том, чтобы заручиться спонсорской поддержкой, и сделал все возможное для поиска денег. Маркетинговая кампания команды Новой Зеландии 1995 г. широко описана в учебниках по спортивному менеджменту. Это история о том, как добиться завоевания старейшего и самого неуловимого спортивного трофея при отсутствии должного финансирования.

    Питер Блейк и сэр Робин Нокс Джонстон. 1994 год
    Питер Блейк и сэр Робин Нокс Джонстон. 1994 год /ASCAL DELLA ZUANA/Getty Images

    Вся страна не открываясь следила за тем, как команда Новой Зеландии сметала всех на своем пути во главе с сэром Питером Блейком и его знаменитыми «счастливыми» красными носками. «Киви» на борту Black Magic NZL32 убедительно выиграли серию Louis Vuitton Cup и продолжили путь к победе в Кубке Америки, разгромив команду Денниса Коннера Stars & Stripes со счетом 5:0. Когда новозеландцы пересекли финишную черту в Сан-Диего, телевизионный комментатор Питер Монтгомери произнес фразу, ставшую знаменитой: «Кубок Америки – это теперь Кубок Новой Зеландии!»

    2000 г. Кубок Америки номер два

    Вернувшись в Окленд, Блейк и его команда приступили к созданию уникального места для проведения Кубка Америки 2000 г. Блейк получил финансовую поддержку от правительства и городского совета Окленда, и его видение превратило захудалую базу для нескольких рыбацких лодок в звездную деревню Кубка.

    За восемь лет проведения Кубка Америки в Новой Зеландии в стране выросла процветающая индустрия строительства лодок и услуг, стоимость которых превысила $1 млрд. Маленькая страна на юго-западе Тихого океана стала местом отдыха для миллионов, а само государство превратилось в великую парусную державу.

    После тяжелой борьбы претендентов за Кубок Louis Vuitton итальянская Luna Rossa выиграла право побороться за главный Кубок. Повторив результат 1995 г., черная машина команды Новой Зеландии NZL60 разгромила итальянцев со счетом 5:0. Питер Блейк, Рассел Куттс и молодой Дин Баркер стали национальными героями.

    2003 г. Горечь поражения как шаг в будущее

    После победы 2000 г. сэр Питер Блейк и его менеджеры отошли в сторону, через несколько месяцев команда Новой Зеландии начала распадаться. Рассел Куттс, взяв с собой ключевых членов коллектива, присоединился к новой команде под названием Alinghi, которую нужно было создать с нуля для швейцарского предпринимателя в области биотехнологий Эрнесто Бертарелли.

    В конце концов новые директора получили стартовый капитал, который позволил команде начать восстановление. К тому времени более 30 членов экипажа ушли к конкурентам, в основном к Alinghi и One World.

    И хотя летом 2001 г. черные лодки вернулись в залив Хаураки, начав масштабные тренировки, время было упущено и спасти ситуацию уже было невозможно. Один из журналистов тогда заметил: «Стая из девяти голодных претендентов на Кубок, поддерживаемая богатейшими людьми в мире, вооружилась талантами и изобретательностью «Киви» в борьбе против самих «Киви».

    И случилось то, что должно было случится – новая команда Новой Зеландии проиграла Кубок бывшим товарищам, открыв дорогу к трофею новому менеджеру «Киви» Гранту Далтону, что привело к созданию Кубка Америки современной эры. Начало похода за Кубком было заложено в 2007 г.

    2007 г. Одна секунда до Кубка Америки

    Новая команда с нуля приступила к восстановлению перед розыгрышем Кубка Америки 2007 г. Как страна, не имеющая выхода к морю, швейцарцы из Alinghi были вынуждены искать прибрежный город, и, в конце концов, выбор пал на испанскую Валенсию. За два года до финала Кубка Америки в различных городах была проведена серия предварительных регат, призванных повысить интерес к соревнованиям на однокорпусных яхтах предыдущего поколения IACC (International America’s Cup Class).

    Обновленная команда под именем Emirates Team New Zealand одержала победу в предварительных регатах и ​​выиграла Louis Vuitton Cup, получив право сразиться с Alinghi в матче Кубка Америки. Новозеландцы, желающие поддержать команду, хлынули в Валенсию. Они выстраивались вдоль канала с государственными флагами на плечах, пока яхты выходили из гавани на дистанцию.

    Последовавшие за этим соревнования стали однозначно самыми захватывающими за всю историю Кубка. К старту последней гонки счет был 3:3, и победитель последней становился владельцем Кубка на последующие четыре года. На последнем отрезке дистанции Emirates Team New Zealand обогнали конкурента и с невероятной скоростью мчались к победе, но им предстояло открутить штрафной круг. Лодки финишировали одновременно, но фотофиниш показал, что снова выиграли Alinghi. Они опередили новозеландцев всего на одну секунду.

    2013 г., Сан Франциско. Победа, обернувшаяся поражением

    34-й Кубок Америки стал поворотным моментом в истории турнира. Впервые розыгрыш Кубка проводился на 72-футовых катамаранах с жесткими парусами, повторяющими строение крыльев самолета.  Команда Emirates Team New Zealand однозначно должна была стать победителем гонок в Сан Франциско на многокорпусных судах. Kiwis, всегда придумывающие что-то особенное, стали первой командой, которая установила ставшие модными в то время фойлы (огромные подводные крылья) на катамаран, позволив ему подниматься из воды и парить со скоростью более 40 узлов (примерно 80 км/ч). Но они немного поторопились. Конкуренты успели скопировать решения новозеландцев и вскоре все команды летали над заливом.

    В финале Кубка в бухте Сан-Франциско развернулась настоящая драма. Команда Emirates Team New Zealand лидировала в серии на выбывание претендентов. «Киви» и Oracle Team USA встретились на старте первой гонки за Кубок Америки, и новозеландцы уверенно приближались к третьему трофею. На четвертый день соревнований они вели со счетом 6:0, но на следующий день прозвенел первый звонок – катамаран новозеландцев практически перевернулся на скорости в 60 км/ч, лишь по счастливой случайности все закончилось хорошо. Восьмой день должен был стать последним. В первой гонке дня «Киви» повели со счетом 8:1 в матче до девяти побед, но вторую гонку отменили из-за отсутствия ветра. Вынужденная пауза дала американцам возможность приспособить электронный блок управления закрылками Боинга под свои подводные крылья, и команда выиграла все оставшиеся матчи.

    Новозеландцы через суд попытались оспорить результаты, так как по правилам соревнований в гонках может быть использована только мускульная сила, но суд оказался на американской стороне. 

    2017 г. Кубок Америки номер три. Лодка с велосипедистами

    После трагического поражения в Сан-Франциско Emirates Team New Zealand незаметно создала молодую и голодную команду, которой руководил Гленн Эшби и возглавлял олимпийский чемпион Питер Берлинг. Проводя подготовку на базе в Окленде, «Киви» сделали выводы из предыдущих ошибок – все проходило в строжайшем секрете. Новая концепция катамарана была настолько инновационной, что у конкурентов не было времени на тиражирование всех новшеств, несмотря на тщетные попытки Oracle Team USA. Весь парусный мир пришел в восторг, увидев на воде абсолютно революционный катамаран, в одном из поплавков которого размещалась сборная Новой Зеландии по велосипедному спорту. Велосипедисты, крутя педали, создавали давление в гидравлических приводах катамарана, что позволило резко увеличить скорость работы с парусами, веревками и подводными крыльями. 

    Richard Hodder/www.facebook.com/EmiratesTeamNZ
    /Richard Hodder/www.facebook.com/EmiratesTeamNZ

    Результат не заставил себя ждать. Семь к одному в матче против извечных соперников американцев, и Кубок Америки в третий раз едет в Новую Зеландию.

    А весь парусный интернет обогатился новым мемом – яхтой с установленными на ней велосипедами. 

    2021 г. Чудо впереди

    Розыгрыш 36-го по счету Кубка Америки пройдет в новозеландском Окленде с 6 по 21 марта 2021 г. Уже сейчас ясно, что по месту проведения и участникам этот розыгрыш полностью повторяет финал Кубка Америки 2000 г. Emirates Team New Zealand против Luna Rossa Prada Pirelli. Место проведения то же, команды те же, но есть глобальное отличие нового Кубка от всех предыдущих – это лодка. Удивительная лодка 21-го века, по сути, смесь яхты и катамарана на подводных крыльях, у которой вообще нет киля. При силе ветра в 12 узлов (24 км/ч) она может разогнаться до 100 км/ч – с удивительными парусами, странными, а чем-то даже и смешными фойлами, напоминающими кривые ножки, позволяющими лодке летать над водой.

    Лодка уже изменила правила гонок, тактику и стратегию парусного спорта. Из-за этого многие из яхтсменов считают ее неприемлемой и смехотворной, а великие гонщики предыдущих Кубков Америки с завидным постоянством проваливались на ней на этапах отбора. Но при этом у лодки есть важное качество – нас снова ждет чудо! И ждать осталось недолго. Всего неделю, когда в субботу 6 марта на первый гоночный день 36-го по счету Кубка Америки выйдут Претендент на Кубок итальянская Luna Rossa и Обладатель Кубка новозеландская Emirates Team New Zealand.

    Youtube канал «Яхта как образ жизни» – канал для всех, кто любит море и романтику. На канале: яхтенная школа – теория управления яхтой, маршруты и акватории, люди моря, рассказы о море, регаты и путешествия, правила парусных гонок и многое другое. Все что связано с морем для вас.