Итальянская лига намерена бороться за лидерство в европейском футболе

    Она привлекла 1,7 млрд евро на создание собственной медиакомпании
    legaseriea.it
    legaseriea.it

    Итальянская Серия А стремится вернуть себе лидерские позиции в европейском футболе. Лига привлекла 1,7 млрд евро инвестиций на создание собственной медиакомпании

    Футбольный чемпионат Италии за полгода превратился в самый интересный зарубежный турнир для российской аудитории: в сентябре 2020 г. в «Аталанту» уехал полузащитник Алексей Миранчук, а в зимнее трансферное окно Александр Кокорин перешел в «Фиорентину». Но игроки из России не единственный повод обратить внимание на итальянский футбол. Серия А, в последние годы потерявшая флагманские позиции в Европе после славных 1990-х, сейчас активно развивается, внедряет современные практики, чтобы догнать показатели английской и испанской топ-лиг.

    ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ

    Одна из главных проблем Серии А – не слишком высокое качество телепоказа. Матчи с небольших и устаревших стадионов не выглядят как премиум-продукт, в сравнении с конкурентами из Испании или Англии трансляциям не хватает технологичности. Лига осознает эту проблему и, чтобы исправить положение, прямо сейчас создает собственную медиакомпанию, которая будет отвечать за телетрансляции Серии А.

    В ноябре 2020 г., когда текущий сезон был уже в разгаре, лига объявила о договоренности с инвесторами: консорциум из трех фондов приобрел 10% будущей компании за 1,7 млрд евро. Два из них международные: CVC Capital Partners и Advent International вложили 50% и 40% из этой суммы соответственно, еще 10% вложил итальянский фонд FSI.

    По информации Reuters, изначально консорциум подал заявку на покупку 15% компании за 1,1 млрд евро. В процессе переговоров оценочную стоимость значительно подняли – с 7,4 млрд евро до 17 млрд евро. У Серии А будет большинство в совете директоров новой организации, но мнение инвесторов о том, кого назначить руководителем, тоже учтут.

    Президент Серии А Паоло Даль Пино сразу после подтверждения сделки, условия которой обсуждались несколько месяцев, в интервью Bloomberg отметил, что такое сотрудничество – поворотный момент в истории всей итальянской футбольной индустрии, потому что теперь у лиги есть возможность заново открыть бренд Серии А всему миру. Итальянцы намерены вложить привлеченные средства в развитие продукта.

    НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Сам Даль Пино и был одним из инициаторов нового подхода. 58-летний предприниматель возглавляет Серию А чуть больше года, но кроме перезапуска турнира в условиях пандемии (остановить футбол из-за коронавируса пришлось буквально через два месяца после его вступления в должность, причем Италия пострадала первой в Европе) он сразу же занялся восстановлением коммерческой привлекательности турнира.

    Zuma / TASS
    /Zuma / TASS

    Новый глава совершенно не стеснялся честно называть проблемы лиги. Например, в августовском разговоре с The Athletic он признал, что ему приходится коренным образом менять принципы работы, ускорять процессы принятия решений, – все удается благодаря тому, что со взглядами Даль Пино согласны и руководители клубов. Оказалось, что им тоже надоело отставать от Англии с Испанией и проигрывать Германии в темпе развития.

    Более того, Даль Пино в том же интервью открыто признал: «Управление Серией А попросту неэффективно. Нам все еще приходится искоренять отговорки и пустословие. Хотя рядом с нами есть и отличные предприниматели, которые верят в нашу идею и готовы инвестировать».

    До Серии А в резюме Даль Пино не было спортивных организаций. Судя по всему, именно разносторонний опыт управленца в различных сферах, для которых характерна рыночная борьба, сейчас и помогает ему выводить из кризиса Серию А.

    Даль Пино начинал в телекоммуникационной компании, затем в середине 1990-х курировал запуск онлайн-формата заметной итальянской газеты La Repubblica – прогрессивный шаг для того времени. В начале 2000-х он руководил медиахолдингом, в который входила в том числе локальная версия канала MTV, потом возвращался в телекоммуникации, работал в инвестиционном фонде, возглавлял латиноамериканский департамент производителя шин Pirelli, а в Серии А появился после еще одного отрезка в телеком-компании.

    Он сразу настаивал, что для спринтерского рывка лиге нужен частный капитал, который помог бы быстро набрать скорость и отыграть хотя бы часть отставания. А в том, какой именно путь выбрать, Даль Пино не сомневался: Серия А должна стать развлекательным центром, который создает и само шоу, и весь контент вокруг него своими руками.

    «Раньше Серия А работала с агентствами и посредниками, но я не вижу в этом никакой ценности, – объяснял Даль Пино свою логику. – Не сомневаюсь, что нам нужно взять все под свой контроль. А в такой неустойчивый момент, как сейчас, финансовая стабильность и возможность действовать на глобальном рынке бесценны».

    Руководитель уверен, что у итальянского футбола изначально мощная основа для международной экспансии. Он ссылается на свой опыт в Южной Америке: там чуть ли не каждый таксист, узнавая в нем итальянца, вспоминал Паоло Росси – форварда сборной Италии, который сделал хет-трик в ворота Бразилии на чемпионате мира 1982 г. и привел команду к золотым медалям.

    И все же пока мировой охват Серии А обеспечивает прежде всего португальский форвард «Ювентуса» Криштиану Роналду. Он в лиге уже 2,5 сезона, в январе 2021 г. Роналду стал первым человеком в мире, на кого в «Инстаграме» подписались 250 млн человек.

    РАВНЕНИЕ НА БУНДЕСЛИГУ

    Серия А, как и другие спортивные организации, понесла серьезные потери из-за пандемии: сама лига оценила недополученную прибыль в 600–700 млн евро. В первую очередь сказалось полное закрытие трибун, в Италии уже 11 месяцев все матчи проходят без зрителей.

    По данным последнего отчета Deloitte о доходах лиг, в сезоне 2018/19 выручка Серии А составила 2,495 млрд евро (58,5% из них – доля медиаправ). По общей сумме итальянцы заметно отстают от немецкой Бундеслиги (3,345 млрд евро) и испанской Ла Лиги (3,375 млрд евро), а английская Премьер-лига (АПЛ) впереди с огромным отрывом (5,851 млрд евро). Данных за сезон 2019/20 еще нет, но в коронакризис ни одна лига не выросла. А благодаря меньшему объему операций потери Серии А могут оказаться скромнее, чем у более успешных конкурентов. Глава Ла Лиги Хавьер Тебас оценивает убытки в сумму от 700 млн до 1 млрд евро.

    Но в перспективе не в пользу итальянцев тот факт, что тендеры по телеправам выпали на период пандемии: сезон 2020/21 последний в нынешнем трехлетнем цикле, к весне Серия А должна определиться с медиапартнерами на разных рынках. Доходы вырастут, но не так сильно, как могли бы: ожидается, что только локальная сделка будет приносить около 1,1 млрд евро за сезон вместо нынешних 973 млн евро. При этом, к примеру, АПЛ заключила новые телеконтракты еще перед ковидным сезоном 2019/20, на них пандемия никак не повлияла.

    Ближайший ориентир для Серии А – Бундеслига, причем не только по выручке, но и по формату работы. За телепродукт в Германии еще с сезона 2006/07 отвечает дочерняя компания самой лиги – Sportcast. Причем параллелей много уже сейчас: глава Бундеслиги Кристиан Зайферт тоже создал медиакомпанию почти сразу, как стал руководителем, на второй год в должности. Он тоже приходил управлять лигой без опыта в спорте, но поработав во главе местного MTV.

    Настойчивый Даль Пино обозначил и программу-минимум, и собственный идеальный план: он собирается удвоить выручку Серии А в течение 10 лет, считает реальным сделать это за 7–8 сезонов, но стремится выполнить задачу еще быстрее.