Надаль вернулся в тур и взял рекордный «Шлем». Как ему это удается

    После стольких лет? Всегда
    Рафаэль Надаль вернулся на корт /EPA

    Рафаэль Надаль — чемпион Australian Open. Это уже второй его титул на старте сезона-2022 — в начале января он выиграл турнир в Мельбурне. «Ведомости. Спорт» объясняет, как испанцу удается столько лет оставаться в топе, несмотря на травмы и затяжные перерывы. 

    Надаль знает все про свои уязвимости и умеет с ними работать 

    Надаль и травмы – привычная история. Из современных топ-теннисистов только Рафа хотя бы раз в карьере снимался с каждого из четырех турниров «Большого шлема» из-за проблем со здоровьем. Колени, плечи, спина… Этот список можно продолжать до бесконечности. На Надале в буквальном смысле нет живого места. Но его статистика все равно впечатляет. Даже в самые сложные годы он выигрывает в среднем 89% проведенных матчей. И вот уже 17 сезонов подряд не выпадает из первой десятки ATP. Это новый рекорд. Предыдущий принадлежал Джимми Коннорсу – американец заканчивал сезон в топ-10 16 лет подряд. 

    Не последнюю роль в такой эффективности испанца играет то, как он восстанавливается после травм. Вот уже 20 лет Надаль работает по особенной методике, разработанной фитнес-тренером Хоаном Форкадесом. Силовая работа, например, ведется на специальном блок-тренажере. В своей автобиографии Рафа рассказывал, что он был создан для космонавтов, чтобы у них не атрофировались мышцы в условиях невесомости. 

    «С его помощью я развиваю мышцы рук и ног, но особенно руки, чтобы повысить скорость разгона. Именно по этой причине я умею придавать мячу более сильное верхнее вращение, чем другие игроки в туре», – объяснял Рафа. 

    Еще один секрет Надаля – китайская оздоровительная гимнастика до-ин, направленная на укрепление и повышение подвижности суставов. Кроме того, чтобы беречь суставы, но при этом поддерживать высокую функциональную подготовку, испанец использует антигравитационную дорожку и бегает в бассейне. С таким подходом к собственному телу и опытом восстановления формы, испанец точно сможет полноценно вернуться на корт. 

    Надаль изучает соперников и использует их слабые стороны

    Тони Надаль, дядя и бывший тренер Рафы, еще в детстве объяснил ему одну важную вещь: теннис больше, чем любой другой вид спорта зависит от разума, а каждого соперника надо изучать заранее. Самый хрестоматийный пример того, как работает этот совет – Роджер Федерер. Они сыграли между собой 43 матча. Надаль выиграл 26 из них.

    «Я сотни раз прокручивал в голове наши с Роджером матчи, вспоминал, какие совершенные и легкие у него движения, – вспоминал Рафа в автобиографии. – Я же похож на забияку, постоянно на грани. И тогда решил: что угодно может подвести меня – колено или стопа, но только не моя голова. Понял, должен бить Федереру под бэкхенд – это его слабое место. А потерять концентрацию, значит, упустить возможность сделать это». 

    В матчах с представителями нового поколения тоже сильно помогают трезвый расчет и опыт. Так, Надаль прекрасно знает, что одно из главных оружий Даниила Медведева – его первая подача. И в матчах против россиянина всегда предельно сконцентрирован на приеме. В итоге у Надаля Медведев выигрывает на первой подаче не больше 65% розыгрышей. А на «Мастерсе» в Монреале в начале августа 2021 г. цифры были еще ниже – только 61%.   

    Надаль адаптирует игру к своему возрасту  

    Без чего невозможно представить Надаля? Конечно, без его фирменного форхенда. Испанец посылает соперникам суперкрученый мяч, придавая ему вращение на немыслимой скорости. Такой мяч летит под очень острым углом, и противник оказывается в очень неудобном положении. Когда Надаль в хорошей форме, он может забегать под свой форхенд и исполнять форхенд вместо бэкхенда. В такие моменты принимающий теннисист только и может, что бегать по всем четырем углам корта, в отчаянных попытках достать мяч.  

    По одной из легенд, этот форхенд – тоже заслуга дяди Тони. Рафа уже устал ее опровергать: «Я пишу правой рукой. В баскетбол, гольф и дартс играю тоже правой. Но в футболе я левша – левая стопа у меня намного сильнее. Говорят, это дает мне преимущество, потому что я способен бить бэкхэнд обеими руками. Должно быть, они правы: лучший, чем у большинства спортсменов контроль над обеими руками, помогает мне, особенно на кроссах, когда даже маленькая дополнительная мощность имеет большое значение. Но это уж точно не было гениальной задумкой Тони. Глупо полагать, что он мог заставить меня играть неудобным для меня образом».

    Игровой стиль Надаля – изматывающий, причем не только для соперника, но и для самого Рафы. В молодости испанец не слишком задумывался о том, чтобы беречь силы. В автобиографии он не раз повторяет: если можно пробить и с вероятностью 70% выиграть розыгрыш или подождать еще пять ударов, но повысить эту вероятность до 85%, он выберет второй вариант. 

    С возрастом тактику пришлось изменить, особенно если речь идет об игре на быстрых покрытиях (в Австралии как раз такое). В этом случае Надаль делает все, чтобы проводить на корте как можно меньше времени. Помогает обновленная подача. Он сделал ее сильнее, но менее крученой и за счет этого повысил скорость, с которой она летит на соперника. При таком раскладе можно сразу пробивать любимый форхенд или выходить к сетке.