«Денег катастрофически не хватало, я брался за любую работу». Как мойщик окон выиграл Australian Open

    История австралийца Марка Эдмондсона — он стал чемпионом в 1976 году, будучи 212-й ракеткой мира
    Марк Эдмондсон — последний на данный момент австралиец, выигравший Australian Open в мужском одиночном разряде /Fairfax Media / Getty Images

    Полвека назад теннис не мог похвастать огромными гонорарами, как сейчас, когда даже за вылет в первом раунде US Open платят $80 000 — порой денег на участие в турнирах «Большого шлема» не находили даже самые именитые игроки. Особенно для дорогостоящего путешествия в Австралию. Говорить о теннисистах из нижней части рейтинга и вовсе не приходится — чтобы свести концы с концами, им приходилось подрабатывать в самых неожиданных местах. Одним из таких игроков был австралиец Марк Эдмондсон, который в 1976 г. совершенно случайно попал на «Шлем» и выиграл его. 

    Звонок в больницу

    21-летний австралийский теннисист Марк Эдмондсон вышел из приемной городской больницы Госфорда (городок на восточном побережье Австралии неподалеку от Сиднея) и глубоко вздохнул, уставившись на ведро с мыльной водой и швабру. На пути в больницу, куда он устроился благодаря сестре на подработку мойщиком окон, Марк видел анонсирующий старт Australian Open 1976 билборд. На участие в турнире теннисисту не хватало не только денег, но и рейтинга — на тот момент он занимал лишь 212-е место в мире.

    «В начале карьеры я думал только о том, чтобы иметь достаточно денег для путешествий по планете и игры в теннис. Меня манили новые места и достопримечательности. Я всегда думал: «Возможно, у меня никогда не будет шанса вернуться сюда». Мечтал купить дом с теннисным кортом, бассейном и видом на голубое море, но в 1976 г. денег катастрофически не хватало, и я брался за любую работу», — признавался Эдмондсон.

    По таланту Марк мало в чем уступал сверстникам, что отмечал его тренер Чарли Холлис, долгое время работавший с великим Родом Лэйвером (11 титулов Большого шлема. — «Ведомости. Спорт»). Главным оружием парня была убойная подача, после которой Марк летел к сетке и завершал розыгрыши. В 16 лет Эдмондсон входил в тройку лучших игроков Австралии, но его прогресс замедлила смерть отца от рака — теннисист не мог играть почти год из-за сильнейшего душевного потрясения.

    Эдмондсон драил окна, когда в приемной зазвонил телефон — это была сестра Марка, сообщившая, что его разыскивает какой-то джентльмен из Tennis Australia. Закрутившись на работе, теннисист перезвонил только на следующий день и едва не упустил шанс всей жизни. Выяснилось, что руководство Аustralian Open предлагает Эдмондсону wild card на турнир. Такое решение организаторы приняли из-за многочисленных отказов игроков — это в 2023 г. только за участие в первом раунде Australian Open теннисисты получат по $71 367, а в те времена немногие игроки зарабатывали достаточно, чтобы с легкостью потратиться на перелет в Австралию.

    У Марка не было денег на билет в Мельбурн, поэтому он поставил условие — чиновники оплатят ему дорогу. Получив согласие, он уволился из больницы и отправился на турнир. Он рассчитывал поселиться в гостинице для игроков спорткомплекса Kooyong Stadium, но по прибытии ему ответили, что свободных мест уже нет и он должен сам позаботиться о жилье. Эдмондсону повезло, что его приютил друг, но квартира находилась так далеко от комплекса, что теннисист тратил полтора часа только на дорогу в одну сторону. Питание тоже оставляло желать лучшего — Марк экономил и мог позволить себе только фастфуд в забегаловках. 

    Убойная подача

    «Я всегда привык рассчитывать на себя. В Tennis Australia никогда мне не помогали, даже когда я входил в число лучших юниоров страны. Не потому, что не хотели — у них на самом деле не было денег», — рассказывал журналистам Марк, который из-за организационных сложностей почти не тренировался перед турниром, а потому рассчитывал пройти максимум пару кругов. Но парню снова повезло. Сейчас Аustralian Оpen играется на харде, а в 1970-х матчи проходили на наиболее подходившем для стиля Марка покрытии — траве.

    Эдмондсону было нечего терять, он наслаждался игрой и проходил все дальше и дальше. На пути в полуфинал австралиец разбил двух финалистов предыдущих турниров — Фила Дента (1974) и Дика Крили (1970). «Самым сложным было привыкнуть к большому количеству болельщиков на трибунах. Ведь раньше моими зрителями кроме судьи были разве что пара бродячих собак и кошек», — иронизировал Эдмондсон, который боролся за финал с шестикратным победителем турниров «Большого шлема» — соотечественником Кеном Розуоллом.

    Кен хоть и давно прошел свой пик, но даже в 41 год показывал высочайший уровень игры и обоснованно занимал вторую строчку мирового рейтинга. Но в день игры Розуолл был сам не свой из-за изнуряющей жары, а вот его молодой оппонент к ней без проблем приспособился. Марк замучил едва дышавшего ветерана укороченными ударами и легко прошел в финал — 6:1, 2:6, 6:2, 6:4.

    Эдмондсон не мог поверить в происходившее — он десятки раз наблюдал по телевизору за игрой соперника по финалу и действующего победителя Australian Open Джона Ньюкомба, а теперь ему выпала честь сразиться с семикратным обладателем «Шлемов» в одиночном разряде. «Я удивился, когда в начале второй недели турнира Ньюкомб предложил мне с ним потренироваться. Это не было одолжением — Джон повел себя как настоящий профессионал. Он рассматривал в качестве потенциальных соперников всех игроков, поэтому хотел иметь представление об их игре. И моей в том числе», — вспоминал позже Марк.

    Самый низкорейтинговый чемпион

    Ньюкомб пребывал в расцвете сил и заслуженно доминировал в мире — представить его поражение на домашнем турнире от 212-й ракетки мира так же сложно, как вылет Федерера в первом круге Уимблдона в пиковые годы его карьеры. Чемпиона поддерживали и болельщики, правда, некоторые поначалу путались — оба игрока носили шикарные усы. Весь турнир фанаты Джона обсуждали историю, произошедшую за пару месяцев до старта Аustralian Оpen — теннисист ехал в одной машине с Джорджем Бушем-младшим, когда будущий президент США был оштрафован за вождение в нетрезвом виде.

    Как и большинство матчей турнира, решающая встреча началась при сумасшедшей жаре. В первом сете оба игрока держали свою подачу, а на тай-брейке больше повезло Ньюкомбу. Во второй партии Эдмондсон раскрепостился, стал больше рисковать и сравнял счет, выиграв сет со счетом 6:3. И тут Марку снова повезло. Неожиданно на стадионе поднялся сильный ветер, что лишило фаворита преимущества в розыгрышах. Мяч вилял в полете, непрогнозируемо отскакивал, и в итоге это сыграло ключевую роль. Джон подавал на сет при счете 6:4 на тай-брейке третьей партии, мяч сдуло при подбросе, и он допустил двойную ошибку.

    Марк вцепился в эту возможность, вырвал третью партию и разбил деморализованного соперника в четвертой — 6:1. Сенсационная победа позволила Эдмондсону стать самым низкорейтинговым победителем мейджора в Открытой эре (с конца 1960-х Международная федерация лаун-тенниса уравняла в правах любителей и профессионалов. — «Ведомости. Спорт») и последним австралийцем, выигравшим домашний «Шлем». Теннисист посвятил триумф отцу — он так разволновался во время своей речи, что выронил из рук чемпионский трофей.

    Призовые в $7500 помогли теннисисту развить карьеру и не возвращаться к мытью окон. Он больше не выиграл ни одного одиночного «Шлема» в карьере (добрался лишь до полуфинала Уимблдона в 1982 г.), зато круто проявил себя как парный игрок. На его счету 34 трофея, в том числе две победы на Australian Open (1981, 1984) и одна — на «Ролан Гаррос» (1985). Кроме успеха на турнирах «Большого шлема» сбылась еще одна мечта Марка — Эдмондсон купил домик у моря и теперь занимается строительством теннисных кортов в Сиднее.

    Другие материалы в сюжете