ТМХ на 13% нарастит поставки вагонов российским метрополитенам в 2025 году
Дальнейший потенциал роста ограничен темпами развития подземного транспорта в регионах и обновлением существующего паркаКомпания «Трансмашхолдинг» (ТМХ) до конца 2025 г. поставит метрополитенам городов России более 400 вагонов, подсчитала «Ведомости. Страна» на основе данных заказчиков компании. Так, для московского метро планируется поставить 272 вагона, для санкт-петербургского – 120 вагонов, для новосибирского – 25 вагонов. Всего – 417 единиц. В 2024 г. поставки в России осуществлялись для Московского метрополитена в размере 288 вагонов и для Петербургского метрополитена в размере 80 вагонов. Таким образом, по итогам 2025 г. группа нарастит поставки на российский рынок на 13%. Кроме того, еще 20 вагонов будут произведены для метрополитена г. Минска. В прошлом году туда экспортировали 28 вагонов.
О том, какие виды вагонов получат метрополитены и чем отличаются их характеристики, – в материале «Ведомости. Страны».
Столице – новая «Москва»
С начала 2025 г. Московский метрополитен получил 168 новых вагонов модели «Москва-2024», отмечал в августе заммэра столицы по транспорту и промышленности Максим Ликсутов. В настоящее время это последняя модификация составов серии «Москва». Метропоезда полностью разработаны в России и производятся на российской компонентной базе на крупнейшем метровагоностроительном предприятии России и СНГ – заводе «Метровагонмаш» (МВМ) в подмосковном городе Мытищи. Каждый поезд состоит из восьми вагонов, максимальная вместимость состава – до 1490 человек, скорость – до 80 км/ч.
Поезд «Москва-2024» сохранил от своего предшественника серии «Москва-2020» ряд решений: двери шириной 1600 мм, бесшовные межвагонные переходы, систему цифровых пассажирских сервисов, понятную навигацию. В то же время в интерьер внесены изменения, которые коснулись кресел, поручней, обшивки, освещения и потолка. Например, за счет перекомпоновки колонн у входных групп производитель расширил на 100 мм проход между сиденьями и на 30 мм каждое сиденье. Отдельное внимание в новом поезде уделили удобству маломобильных граждан. Для них разработана новая аппарель (площадка для подъема в вагон. – «Ведомости. Страна») и добавлена кнопка вызова персонала. Для работы машиниста в кабине созданы еще более комфортные условия.
В 2024 г. вагон метро «Москва-2024» получил серебряную награду престижной международной премии A’Design Award (Италия) в категории «Промышленный дизайн», а также победил в номинации «Промышленный дизайн» корейской премии Global Design iT Award.
Благодаря совместной работе ТМХ, дептранса Москвы и столичного метрополитена за последние 15 лет доля новых составов в метро выросла с 13% более чем до 78%, отмечал ранее Ликсутов. В 2030 г. этот показатель планируется довести более чем до 90%. Для достижения целевого уровня в 2026–2027 гг. столичное метро планирует закупить более 700 вагонов обновленной серии «Москва-2026», отмечал мэр Москвы Сергей Собянин в ходе Петербургского международного экономического форума в июне.
Не только Москва
Московский метрополитен не единственный крупный покупатель продукции ТМХ. У производителя действует многолетний контракт с Петербургским метрополитеном на поставку 950 современных вагонов метро модели «Балтиец».
В марте администрация города сообщала, что в 2025 г. петербургское метро получит 120 новых вагонов (15 составов) серии «Балтиец». Для этого поезда был специально разработан дизайн-код, графика которого основана на узнаваемости силуэта разводных мостов. Основные принципы дизайна поезда метро «Балтиец» – минимализм, современность и забота о комфорте пассажира. Поезд вмещает 1478 человек, а реализованная в составе система прислонно-сдвижных дверей позволила снизить уровень шума внутри поезда и ускорить посадку-высадку пассажиров на 17% по сравнению с предыдущей моделью.
В августе в интервью «Фонтанке» вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков отмечал, что в городе идет массовое обновление подвижного состава метро по большому контракту, который удалось заключить благодаря поддержке президента России Владимира Путина. На данный момент поставки идут с опережением, подчеркивал Поляков. Под новую Красносельско-Калининскую линию метро в течение года будет поставлено 40 вагонов, реализованных в соответствии с коричневой цветографической схемой новой линии.
Вагоны группы ТМХ ждут и в другом крупном городе-миллионнике России. В конце августа МВМ отправил первый пятивагонный поезд метро «Ермак» в Новосибирск. До конца текущего года запланирована поставка еще четырех составов, всего 25 вагонов. Поезд для Новосибирского метрополитена является одной из последних разработок компании «ТМХ инжиниринг», которая специализируется на создании новых образцов продукции ТМХ.
Пассажирский салон поезда «Ермак» оборудован сплит-системой с вентиляцией и очисткой воздуха, ультрафиолетовые лампы обезвреживают до 99% микробов. Информационно-развлекательное сопровождение поездки обеспечивают ЖК-экраны и наддверные ЖК-дисплеи, в вагоне предусмотрены USB-разъемы для зарядки личных устройств. Для машиниста в кабине установлено эргономичное кресло. Лобовое стекло защищено антивандальной пленкой, а в зеркалах заднего вида располагаются камеры видеонаблюдения.
Продукция группы компаний ТМХ составляет основу парка вагонов метро всех семи российских метрополитенов, а в общей сложности в эксплуатации находится более 10 000 вагонов производства ТМХ.
Экспорт в поле зрения
Группа компаний ТМХ обеспечивает вагонами метро не только все российские, но и некоторые зарубежные города. Поезда, вышедшие с производственной площадки подмосковного МВМ, эксплуатируются в 19 метрополитенах 11 стран мира, говорится на сайте завода.
Сейчас в экспортном фокусе внимания МВМ находится контракт с Минским метрополитеном на поставку 20 новых вагонов метро «Минск-2024». Завод планирует передать их заказчику до конца 2025 г. В прошлом году МВМ уже поставил минскому метро 28 вагонов.
Вид поезда «Минск-2024» разработан конструкторами компании «ТМХ инжиниринг» в соответствии с техническим заданием заказчика. В конструкцию вагонов заложено использование комплектующих производства белорусских предприятий – гасителей колебаний, элементов освещения салона и кабины машиниста, стеклоочистителей, а также бортовых систем безопасности движения.
Вагоны оборудованы широкими прислонно-сдвижными дверьми и сквозными межвагонными переходами. В конструкции вагонов применяются дверные механизмы с системой противозажатия. В салоне установлены мягкие эргономичные сиденья, покрытые износостойкой тканью, поручни с «теплым» покрытием, системы адаптивного освещения, обеспечения микроклимата с обеззараживанием воздуха, видеонаблюдения. В головных вагонах новых составов отведены места для маломобильных пассажиров и детских колясок. В экстерьере использован дизайн и фирменные цвета Минского метрополитена.
Завод МВМ сотрудничает с Минским метрополитеном уже более 40 лет. На данный момент в метро столицы Белоруссии эксплуатируется почти два с половиной десятка современных вагонов, изготовленных на МВМ.
Производственный потенциал
Согласно данным ТМХ, производственные мощности машиностроительной группы составляют более 800 вагонов метро ежегодно. На данный момент ТМХ – единственный производитель метровагонов в России. Фактически компания является монополистом по этому направлению.
По словам директора компании «S+консалтинг» Ильи Грязнова, рынок вагонов метро в России оценивается на уровне 500–800 единиц в год. Таким образом, МВМ полностью покрывает текущие потребности метрополитенов российских городов в вагонах, обеспечивая технологический суверенитет страны в сфере транспортного машиностроения. Также завод следит за своевременным обновлением производственно-технологической базы, отмечает он.
Предприятие развивает и модернизирует линейку выпускаемой продукции, продолжает разработку и внедрение новых технологий – например, готовит к производству вагоны «Москва-2026», обращает внимание Грязнов. По его мнению, при необходимости завод в будущем может нарастить производство своей продукции. Это может произойти, если в крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и др.) будет расширяться сеть подземного транспорта, а также будут увеличиваться темпы обновления существующего парка, поясняет эксперт. К дополнительному росту может привести и сокращение интервалов следования поездов, добавляет он.
Производственная мощность предприятий ТМХ позволяет не только полностью покрывать потребности российских метрополитенов в новом подвижном составе, но и обеспечивать сервисные услуги для ключевых заказчиков, а также при необходимости масштабировать производство для поставок на новые рынки, говорит партнер практики «Инжиниринг» компании Strategy Partners Ольга Корона.
По ее мнению, в 2026–2027 гг. выпуск у МВМ вырастет относительно 2024–2025 гг. за счет крупного московского контракта, а поставки на экспорт добавят предприятию стабильную дополнительную загрузку. При этом эксперт полагает, что расширение экспорта может происходить за счет стран СНГ с растущими метрополитенами, где одновременно нужны и новые поезда, и капитальный ремонт старого парка. Здесь у МВМ есть конкурентное преимущество: широкая линейка вагонов метро, опыт локальных адаптаций (габариты, климат, технические особенности метрополитенов), а также большой опыт сервисного обслуживания, подчеркивает Корона.
С ней согласен независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Метровагоны российского производства полностью конкурентоспособны на экспортном направлении, считает он. А потенциал поставок на рынки ЕАЭС эксперт оценивает в 50–70 вагонов в год.-