Эксперты оценили протесты в Приморье из-за утильсбора
Сейчас даже малочисленные выступления обречены на внимание, отмечают эксперты11 октября во Владивостоке прошел согласованный митинг против повышения утилизационного сбора на ввозимые в Россию легковые автомобили. На акции было собрано 680 подписей за сохранение действующей системы взимания утильсбора, который привязан к объему двигателя и году выпуска машины (Минпромторг планирует с 1 ноября рассчитывать утильсбор исходя из мощности мотора, по новой методике льгота будет распространяться только на машины мощностью менее 160 л. с.), сбор продолжится еще несколько дней в режиме онлайн, сообщил «Ведомости. Стране» депутат заксобрания Приморского края Александр Сустов (в 2024 г. был исключен из КПРФ).
Тема утильсбора на автомобили достаточно болезненная, поскольку затрагивает очень большое количество людей из так называемого среднего класса: людей активных не только финансово, но и умеющих отстаивать свои гражданские права, говорит президент Центра региональной политики Илья Гращенков. «Дальний Восток вообще отдельная история, местные жители привыкли сами решать свою судьбу в силу максимальной удаленности от центра. Возможность покупать подержанные японские автомобили позволяет им нормально перемещаться в условиях больших расстояний», – сказал эксперт «Ведомости. Стране». Основной удар после 1 ноября придется не по сегменту люкс, а по среднему классу, заявлял 26 сентября «Ведомости. Стране» депутат Госдумы Алексей Корниенко (КПРФ).
В 2008 г. повышение пошлин на подержанные иномарки вызвало массовые протесты во Владивостоке. При этом в Минпромторге говорят, что поправки не приведут к дефициту автомобилей, поскольку не затрагивают более 80% российского автопарка. «Предлагаемые изменения не окажут влияния на стоимость автомобилей российской сборки, поскольку отечественные предприятия имеют доступ к широкому арсеналу мер господдержки», – пояснял представитель пресс-службы ведомства.
Протестная активность россиян сейчас находится на историческом минимуме и в такой ситуации даже микроскопические выступления типа одиночных пикетов или митингов, собирающих несколько десятков человек, обречены на повышенное внимание СМИ, говорит генеральный директор аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров. «В условиях отсутствия популярных оппозиционных организаций и лидеров шанс на масштабирование протестной активности есть только в случае серьезных ошибок со стороны властей, игнорирующих жизненные интересы и потребности больших групп граждан», – сказал он «Ведомости. Стране».
Кейс Владивостока показывает, что власть может становиться эффективным автором протестной повестки, сказал «Ведомости. Стране» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
На протестную активность помимо наличия острых проблем, которые и становятся главными катализаторами уличных акций, достаточно сильно влияют такие факторы, как уровень социального самочувствия, рейтинги власти и наличие политических или общественных сил, желающих и способных воспользоваться этой повесткой, говорит президент ФоРГО Константин Костин. «С одной стороны, выборы в Госдуму (пройдут в сентябре 2026 г. – «Ведомости. Страна») – период повышенной политической активности, с другой – анализ текущих показателей свидетельствует скорее о низкой вероятности системных масштабных уличных мероприятий в течение следующего года. Скорее всего, если властям удастся избежать шоковых сценариев и резкого падения уровня жизни, протестная активность будет оставаться на локальном уровне», – сказал эксперт «Ведомости. Стране».