Проректор КузГТУ предложил вывозить уголь из Кузбасса на дирижаблях
Проректор Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) Кирилл Костиков предложил вывозить уголь из Кузбасса на дирижаблях из-за загруженности железных дорог. Об этом он заявил на XI Сибирском транспортном форуме.
По мнению Костикова, это сопоставимо по стоимости с доставкой угля по железнодорожным путям, но позволяет вывозить сырье в больших объемах и доставлять до нужной точки. Проректор говорит, что в Кемеровской области добывается половина всего угля в России, а экспорт, в том числе за рубеж, составляет порядка 70%. Сейчас у предприятий, добывающих уголь, существуют сложности с вывозом товара из региона из-за загруженности железной дороги. Некоторым угледобывающим компаниям из-за сложностей в логистике даже приходится приостанавливать производство.
«Все-таки у железной дороги есть один большой недостаток: ее не переставишь в другое место, если вдруг изменилась точка доставки», – сказал Костиков.
КузГТУ совместно с партнерами начал работать над проектированием дирижабля, который смог бы перевозить уголь. Средства на это могут быть выделены по Комплексной научно-технической программе «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». По предварительным расчетам, стоимость перевозки угля по железной дороге и на дирижабле примерно одинаковая. По словам Костикова, в перспективе, по мере развития, стоимость перевозки диржаблями будет либо сравниваться с железнодорожной логистикой, либо может стать дешевле. По данным проректор КузГТУ, сейчас расчетная стоимость перевозок дирижаблями в районе 10 700 руб. за тонну, что в 1,2 раза больше, чем по железной дороге.
В России уже обсуждали вопрос доставки грузовыми дирижаблями товаров в труднодоступные районы. В 2022 г. в Якутии рассматривали такую возможность на уровне регионального правительства. Глава республиканского правительства Андрей Тарасенко тогда провел совещание, на котором обсуждался проект строительства опытного образца дирижабля.
О дорожной карте по реализации этого проекта рассказал гендиректор транспортно-экспедиторской компании «Бэдфорд групп», лидер консорциума «Дирижабли в Якутии» Владимир Ворошилов. По его словам, грузоподъемность демонстратора дирижабля составит 100–500 кг. Его сделают по заказу Фонда перспективных исследований.
Летом 2022 г. в АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» концерна «Вега» (входит в госкорпорацию «Ростех») был завершен проект по реконструкции лабораторно-испытательного корпуса (эллинга). В нем стало возможным создавать и тестировать крупноразмерные модели и экспериментальные образцы аэростатов и дирижаблей.
По мнению специалистов предприятия, обновленный эллинг будет востребован при создании нового инновационного вида транспорта – современных дирижабельных систем для перевозки грузов весом от 30 до 200 т. Такие системы планируется разработать в рамках Концепции создания сети дирижабельных транспортных коридоров в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока.
Как писали «Ведомости», в конце 2023 г. беспилотные дирижабли не попали в стратегию развития и нацпроект по развитию отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) России. На развитие гражданских БАС в России до 2030 г. может быть потрачено почти 900 млрд руб. Самый большой вертолет в мире Ми-26 имеет грузоподъемность 20 т, что кратно выше, чем у самого тяжелого БАС, проектируемого в «Руднево», но почти на четверть меньше веса 20-футового (+/-27 т) и вдвое меньше веса 40-футового танк-контейнера с СПГ криоцистерной (+/-33 т). На предельной дальности 1000 км вес переносимого груза снижается у Ми-26 до 10 т. К примеру, грузовой дирижабль «Вертикаль-4А» переносит 20 т на расстояние 5500 км, 30 т – на 4500 км, 60 т – на 1000 км, а 65 т – на 500 км.