Как отечественные соцсети смогли обогнать западных конкурентов
Почему «ВКонтакте» стала самым популярным интернет-сообществом в странеРоссия – одна из немногих стран, где местные интернет-сервисы соревнуются на равных с глобальными гигантами. Например, россияне чаще пользуются поисковиком «Яндекс», чем Google. Отечественный цифровой банкинг до 2022 г. занимал первые строчки различных международных и региональных рейтингов. Локальные соцсети значительно опережали зарубежных конкурентов по аудитории в рунете и до санкций и запретов. В прошлом году социальная сеть «ВКонтакте» впервые вошла в десятку крупнейших в мире, по оценке канадской Sandvine. Как российским проектам удалось достичь таких результатов, как проходит замещение ушедших западных решений, выясняли «Ведомости. Инновации и технологии».
Противостояние «Яндекса» и Google в России длилось годами. На Android по умолчанию ставился западный поисковик. Немногие добирались до настроек, чтобы сменить его. Это существенно ограничивало возможности отечественного решения. Лишь в конце 2018 г. «Яндекс» вырвался вперед на этой платформе, в мае 2023 г. на него приходилось 64% соединений с устройствами на этой ОС. Весной этого года число соединений российских пользователей iOS в «Яндексе» достигло 50,3% и впервые превысило долю сессий в Google – 49,4%. В дальнейшем можно ожидать только увеличения этого разрыва.
Если говорить про банки, то россияне используют финтехсервисы чаще европейцев на 17–27%, а американцев – на 36%, показало еще в 2019 г. исследование компании EY. В следующем 2020 году Россия вошла в топ-10 стран по уровню развития цифрового банкинга, выяснили эксперты Deloitte. По версии журнала Global Finance, в 2021 г. сразу несколько первых мест по цифровому банкингу в Европе занял «Сбер». Прошлогодние рейтинги проигнорировали российские банки. Однако уход с рынка западных вендоров, их отказ от поддержки, обновления и продажи новых лицензий лишь стимулировали отечественный IT.
Российские социальные сети традиционно опережали западные аналоги. «Вконтакте» является лидирующей социальной платформой в России, сообщил директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный. Аналитики изучили популярность «ВКонтакте», «Одноклассников», Instagram и Facebook (Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ), YouTube, Twitter, TikTok. «Поэтому бренды, использующие аналитическую систему Brand Analytics, в первую очередь анализируют мнения своих клиентов именно в этой социальной сети», – отметил он.
10 октября «Вконтакте» отметила 17-летие. В 2023 г. ее месячная аудитория в России выросла на 12% до 84,6 млн пользователей. И ее активность продолжает расти. По данным исследовательской компании Mediascope, соцсеть сохраняет место самой популярной среди россиян по количеству ежемесячных пользователей. Также, согласно опросу ВЦИОМа, пользователи проводят больше всего времени именно в ней.
В 2020 и 2021 гг. компания представила конкурентов TikTok и YouTube – сервис коротких вертикальных видео и собственную видеоплатформу. Аналогичный сервис в конце 2022 г. запустила другая социальная сеть – «Одноклассники».
После ухода лидеров среди коммуникационных сервисов Zoom, Cisco, TeamViewer, Microsoft и т. д. образовалась зияющая дыра, которая создала угрозу нормальной работе IT-команд. Принятые Agile- и Scrum-подходы были во многом завязаны на зарубежные решения. Пандемия только усилила тенденцию на удаленную работу. В ответ российские технологические гиганты разработали множество заместителей. «ВКонтакте» выпустила приложения для звонков и видеоконференций. «Сбер» предложил рынку SberJazz и «Сбермитап». «Яндекс» обновил свой «Телемост». Впрочем, часть сервисов существовала и раньше, но была кардинально обновлена, чтобы выдержать возросшую нагрузку на инфраструктуру и сделать интерфейс более эргономичным.
В мае 2023 г. сервис знакомств Tinder объявил об уходе из России. Аккаунты пользователей из России просто заблокировали. Здесь тоже уже имелись аналоги, но у них была сформировавшаяся аудитория, которая была малосовместима с пользователями Tinder. Например, LovePlanet, Mamba или Pure. Очень похожий по функционалу и духу сервис «VK Знакомства» был у «ВКонтакте». В июне появилось отдельное приложение для Android, в июле – для iOS. Во II квартале средняя месячная аудитория сервиса достигла 2,4 млн пользователей, что на 30% больше по сравнению со II кварталом 2022 г., сообщил представитель «В контакте».
Добиться высоких результатов и занимать первые строчки в рейтингах по ежемесячным охватам и среднесуточной аудитории удается не только за счет работы команды программистов. Большую роль играет продвижение. Компания сделала ставку на видеоконтент.
«В 2022 и 2023 гг. мы инвестировали в профессиональный контент, в том числе эксклюзивный. На платформе появился ряд популярных шоу: «Что было дальше?», «Кстати» с Гариком Харламовым, Азаматом Мусагалиевым и Денисом Дороховым, шоу Дмитрия Диброва «Сессия» и LAB с Антоном Беляевым. Для производства собственного контента компания купила контрольную долю в студии Medium Quality, выпускающую «Что было дальше?», и запустила линейку эксклюзивного контента «VK Видео Originals», – сказал представитель компании.
При этом, по его словам, стоит уделять внимание не только профессиональным съемкам. «Поэтому мы стимулировали пользователей создавать качественный контент. Для этого обновили ленты рекомендаций и новостей и авторскую платформу. Изменили дизайн и алгоритм работы основной ленты новостей», – продолжил он объяснять, как удается на протяжении многих лет удерживать первые места.
По словам представителя компании, алгоритмы отдают предпочтение визуальному и вовлекающему контенту, который лучше всего привлекает внимание пользователей. В 2022 г. соцсеть обновила дизайн сообществ и запустила временную программу поддержки блогеров, когда авторы могли получить 100% доходов от монетизации. По данным «В контакте», на платформе сейчас 2 млн активных сообществ, которые в 2022 г. опубликовали 6 млрд единиц контента.
«Последние несколько лет растет тренд на видеоконтент, и он не собирается останавливаться. Мы видим, что он стал значимым для пользователей, поэтому активно сфокусировались на развитии нашей видеоплатформы и расширении библиотеки контента. В этом году мы выпустили приложение «VK Видео» для всех платформ. Витрина рекомендаций, тематические плейлисты и усовершенствованный поиск по каталогу помогут найти увлекательный контент зрителям любого возраста и с разными интересами», – сообщил Вадим Дорохов, директор по развитию продуктов «ВКонтакте».
По его словам, кроме видео соцсеть делает также ставку на развитие нейросетей и всего, что связано с искусственным интеллектом. Цель компании – внедрить нейросети в основу всех технологий соцсети. Такие решения могут значительно улучшить рекомендации и работу с контентом, будь то обработка видео и музыки или генерация субтитров в звонках и расшифровка голосовых сообщений.
Впрочем, подобный подход проповедует и «Сбер», который также инвестирует миллиарды рублей ежегодно в данные технологии. Финансовый эффект от внедрения искусственного интеллекта в «Сбере» за 2022 г. оценивали в 230 млрд руб.
Дорохов добавил, что кроме всего прочего компания создала единую платформу рекомендаций для всех продуктов компании. «Только за счет этого за последний год просмотры на главной витрине «VK Видео» выросли на 38%, а общее количество просмотров ленты новостей и ленты рекомендаций – на 10%», – подытожил он.
Ставка на видеосервисы требует соответствующего «железного» решения. Для плавного просмотра видео в высоком качестве требуется как можно более быстрая передача данных. Добиться этого можно либо увеличением пропускной способности всей сети, переходя на более современные технологии, либо приближением популярного, часто запрашиваемого контента к пользователям.
Такую задачу решает сеть CDN-серверов. За счет более короткого маршрута до конечного пользователя «тяжелый» видеоконтент грузится значительно быстрее. С момента создания «ВКонтакте» удвоила свою CDN-сеть. Сейчас она состоит из 10 000 серверов и 100 узлов. Раньше такой необходимости не было, потому что дешевле было пользоваться серверами Google, Microsoft. Однако после 2022 г. они покинули Россию.
22 февраля 2023 г. Госдума приняла постановление по поводу создания национальной системы доставки контента, что позволит российским компаниям поддерживать высокий уровень сервиса.
Значительный трафик позволяет монетизировать его с помощью рекламы. Например, «ВКонтакте» для «Билайна» – это эффективная рекламная площадка и рабочий инструмент, который дает возможность получать обратную связь от клиентов, сказал директор по бренду и маркетинговым коммуникациям «Билайна» Алексей Карев. Директор по развитию цифровых каналов Альфа-банка Дамир Баттулин резюмировал, что именно фокус на потребностях клиентов, понимание, что им нужно здесь и сейчас, делает «ВКонтакте» вдохновляющим партнером.