«Один из важных трендов на рынке – охота за ликвидными автомобилями»

Управляющий директор Авито Авто Кирилл Вотяков о восстановлении автомобильного рынка в России, переходе на «китайцев» и продажах машин через онлайн-сервисы
Пресс-служба Авито Авто

За 11 месяцев 2023 г. продажи новых автомобилей могут увеличиться почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысить 1,1 млн штук, прогнозируют в Минпромторге. Традиционно самыми популярными остаются  машины российского производства, однако китайские бренды постепенно завоевывают новую аудиторию, особенно среди молодого поколения россиян. При этом автолюбители на фоне закрытия в стране дилерских центров многих западных производителей все чаще обращаются при выборе легковушки к услугам интернет-сервисов. Как быстро и безопасно совершать сделки на подобных платформах, рассказал управляющий директор Авито Авто Кирилл Вотяков.

– Какие факторы способствовали росту продаж автомобилей в России с начала 2023 г.?

– В 2023 г. рынок новых авто стабилизировался. Летом мы фиксировали двукратный рост спроса на новые автомобили на Авито Авто в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В октябре предложение по новым авто на платформе выросло на 138% (215 000 объявлений) год к году. Этому способствовало активное наращивание присутствия китайских брендов: в октябре на платформе их доля достигла 70% в предложении новых автомобилей, увеличившись на 40 п. п. Спрос в это же время на новые автомобили из КНР вырос на 42% год к году.

Также среди самых востребованных автомобилей – бренды, ввозимые по каналам параллельного импорта. Активизация этого механизма – еще один ключевой фактор развития рынка новых авто в текущем году. На прошедшей недавно конференции «Высшая Передача» мы отметили, что на нашей платформе 27% предложений по параллельному импорту новых авто приходится на дилеров. 

Еще один важный тренд на рынке – охота за ликвидными автомобилями. На примере Москвы мы видим, что около 16% автомобилей продаются в течение первого дня, а по ликвидным моделям этот показатель достигает 33%. Мы увидели на рынке запрос на быструю и безопасную продажу автомобиля и создали Авито Аукцион. Только за год количество сделок внутри сервиса выросло в семь раз.

– Когда стоит ожидать возвращения продаж новых автомобилей к докризисному уровню конца 2021 г.?

– Повышение утилизационного сбора подстегнуло спрос, как это случилось летом 2023 г., и размыло традиционные сезонные просадки в продажах. Однако в текущих условиях прогнозы продаж авто складываются из множества факторов. На дальнейшие результаты будут влиять доступность кредитования, утилизационный сбор, объем предложения с локальной сборкой в стране и появление новых игроков.

– По итогам октября 2023 г. в России продано рекордное за 10 лет количество пассажирских и коммерческих автомобилей LADA. Насколько российский автопром выгоден для потребителя с точки зрения соотношения цены и стоимости обслуживания? 

– Спрос на новые отечественные авто вырос, еще больше увеличилось предложение таких автомобилей. По нашим данным, на платформе спрос на автомобили российских марок в мае ‒ октябре 2023 г. вырос на 139,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Предложение тоже выросло на 144,4% в тот же период. Средняя цена нового отечественного автомобиля в мае ‒ октябре 2023 г. снизилась на 3,8% относительно того же периода прошлого года и составила 1 092 901 руб.

Развитая дилерская сеть российских брендов, отсутствие проблем с комплектующими и запчастями делают отечественный автопром все более привлекательным для автомобилистов. Этот тренд на растущую популярность отечественных марок применим и к легкому коммерческому транспорту (LCV). Поскольку автомобили LCV чаще всего используются для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок, долгий простой техники при необходимости ремонта создает дополнительные издержки.

– Доля китайских машин в России продолжает стремительно расти и уже превысила 50% среди новых проданных авто, по данным агентства «Автостат». С чем связан рост популярности китайских марок у российских автолюбителей? 

– Китайские бренды активно занимают долю ушедших марок и имеют более низкую цену в сравнении с западными аналогами. Производители из КНР вкладываются в развитие дилерской сети по всей России и регулярно обновляют модельные ряды. 

В недавнем исследовании внешней аудитории мы выяснили, что каждый второй российский автолюбитель положительно относится к китайским авто, причем больше всего такие автомобили интересуют молодых людей до 24 лет. Эту же аудиторию не устраивает ограниченный выбор китайских авто в премиум-сегменте. Новые автомобили из КНР ликвидны: по данным нашей платформы, трех-шестилетние машины находятся в топе продаж в течение одного дня. Китайские автомобили с пробегом продаются в России так же быстро, как и уже хорошо знакомые европейские, корейские и японские бренды. Несмотря на то что машины китайского автопрома появились на отечественном рынке сравнительно недавно, они уже успели себя зарекомендовать по соотношению цены и качества, и это влияет на высокую скорость их продаж.

– На ваш взгляд, какова вероятность, что в течение нескольких лет китайские автомобили заменят собой все другие машины иностранного производства на российских дорогах?

– Давайте попробуем подсчитать: в настоящее время автомобильный парк в стране насчитывает порядка 40 млн легковых машин. В России за год продается 1 млн новых легковушек, из которых доля китайского автопрома составляет 50% или около того. Таким образом, на рынок будет поступать всего лишь по 500 000 новых китайских автомобилей в год. В итоге производителям из КНР потребуется достаточно большое количество лет, если не десятилетий, на то, чтобы большинство автомобилей, которые сейчас ездят по российским дорогам, стали китайскими. Поэтому разнообразие автомобильных иностранных марок останется в России надолго. На этом фоне актуальность онлайн-сервисов точно будет расти, так как наши площадки помогают сравнивать и выбирать подходящие варианты для автолюбителей. 

Если говорить только о сегменте новых автомобилей, то доля «китайцев» будет постепенно увеличиваться. Впрочем, у китайских компаний, очевидно, есть планы по локализации производства в России, что позитивно отразиться на доступности автомобилей. 

– В России за год цены на автомобили выросли, по разным оценкам, на 15-20%. В каких сегментах наблюдался наибольший рост? 

– Больше всего средние цены на платформе выросли в бюджетном сегменте до 1 млн рублей. А меньше всего ценовых колебаний наблюдается в сегменте от 6-8 млн и выше. Если говорить об общей структуре предложения на платформе в разных ценовых сегментах новых авто, то мы наблюдаем переток: вырос объем предложений по цене 2-4 млн руб. и сократился сегмент до 1 млн руб.

– Как в нынешних условиях можно наиболее выгодно купить или продать автомобиль?

– Отвечу на примере автомобилей с пробегом – доминирующего рынка в стране. Для покупателей и продавцов основными стимулами для заключения сделки служат выгодное предложение по цене, надежность участника сделки, простота, удобство, большое число предложений для выбора. При этом скорость сделки – приоритет при продаже авто.

Ликвидность автомобиля является важным фактором в первую очередь для продавцов. Он указывает на востребованность модели, ее относительно быструю скорость продажи и высокое доверие покупателей к определенной модели. Например, самой ликвидной моделью на платформе в 2023 г. стал Ford Focus, а в премиум-сегменте – BMW 5 серии.

– Какие сейчас инструменты  позволяют облегчить процесс выбора, покупки и продажи машины?

 – Готовясь к покупке или продаже авто, нужно следить за оценкой рыночной стоимости автомобиля. На нашей платформе есть такой инструмент – Авито Оценка, который позволяет продавцам назначать справедливую стоимость автомобиля, а покупателям – ориентироваться в предложениях и ценах. Во время формирования цены сервис анализирует до 36 параметров автомобиля и внешних факторов (пробег, количество владельцев, год выпуска, регион, состояние кузова, наличие ремонта и др.), благодаря чему точность расчетов достигает 95% от фактической цены продажи. Таким образом, наши пользователи получают прозрачную оценку стоимости автомобиля и лучше ориентируются в рынке. В 2023 г., как показывает анализ сервиса, лидирующими параметрами, влияющими на рыночную цену, стали дополнительные опции (комплект зимней резины, тонировка, подогрев сидений и др.), регион продажи, техническое состояние автомобиля.

– Как автолюбителю выбрать автомобиль не только по выгодной цене, но и хорошего качества?

– Для начала нужно проверить надежность продавца. В покупке у официального и крупного дилера есть неоспоримые преимущества перед сделками с частниками: тщательный технический осмотр и диагностика, юридическая чистота сделки, профессиональная работа с криминалистами, предоставление гарантий, техническое обслуживание.

Выбирая авто с пробегом, также нужно проверять историю авто. Например, через самую полную негосударственную базу данных об автомобилях – Автотеку. 

– Насколько активно люди совершают сделки по купле-продаже авто в интернете?

– Каждый месяц на платформу заходит порядка 27 млн пользователей, и ежедневно более 6 млн человек интересуются, покупают и продают через нее легковые автомобили по всей стране. За последние три года дневная аудитория Авито Авто увеличилась в 2,5 раза, только в Москве более миллиона пользователей в день выбирают авто на платформе.

–  Внедрение каких инноваций необходимо для дальнейшего развития авторынка?

– Мы инвестируем в прозрачность рынка и его безопасность, запускаем новые инструменты (качество сервиса, значок «цена не изменится»), для частных пользователей предлагаем самый большой выбор автомобилей. Следим за качеством контента. Сегодня 70% всех пользователей в разделе «Авто» имеют рейтинги-отзывы. Каждый второй дилер на платформе верифицирован (53%), то есть документы компании проверены сотрудниками компании. 

Перед нашими партнерами-автодилерами мы берем на себя обязательства не только по привлечению трафика. Мы стремимся растить долю профессиональных игроков, вкладываем ресурсы в обучающие программы и развитие компетенций команд наших партнеров для того, чтобы они могли получать максимум из предложенных нами инструментов и растить свой бизнес.

– Если говорить о портрете среднестатистического клиента на ваших сервисах, то кто наиболее активен? Частные продавцы или профессиональные игроки? 

– На российском рынке пока наиболее активны частные клиенты. Точных данных на рынке нет, но, по нашим оценкам, примерно 55% сделок по авто проходят в формате «частник–частник». Остальные 45% – это дилеры и частные профессионалы. Причем на дилеров приходится около 25% от рынка авто с пробегом. Для сравнения, еще в прошлом году эта доля составляла порядка 21%. Увеличение показателя сигнализирует о том, что мы движемся в правильном направлении, но впереди еще очень много работы. 

На более зрелых рынках, например в США, доля профессионалов доходит до 70%. В этом сегменте мы чувствуем огромный потенциал роста. Локальным автодилерам нужно работать над репутацией и качеством обслуживания. Это не только продажи частным лицам, но и выкуп.