Новый поворот: как расширить бизнес даже в кризис
Доля прибыльных предприятий в России остается стабильно высокой, следует из данных Росстата. Наиболее актуальные данные показывают, что две трети из них вышли в прибыль по итогам 8 месяцев 2022 года. Чтобы не только сохранить, но также приумножить собственные показатели, многие отечественные компании задумались о диверсификации бизнеса. Она также поможет поддержать другие компании на рынке и усилить эффективность их сотрудников.
Бизнес по-новому
Росстат подсчитал, что в январе ‒ августе 2022 года доля убыточных организаций в России составила всего 28,9 %, в то время как прибыльных ‒ 71,1%. В целом же 40,6 тыс. организаций, работающих в нашей стране, получили за указанный период прибыль почти на 25 трлн рублей. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года, даже несмотря на внешние обстоятельства.
Примечательно, что в текущих условиях многие компании видят для себя дополнительные возможности и намерены расширять свой бизнес, в том числе для сохранения финансовой устойчивости, что поможет «остаться на плаву» и поддержать экономику страны. О планах по диверсификации в последние месяцы уже заявили компании из разных сфер деятельности.
Логистический оператор СДЭК запланировал выход на рекламный рынок. По его оценкам, уже к 2025 году доходы от этого направления деятельности составят 7 % от всей выручки службы доставки компании. Нефтяные компании всерьез смотрят в сторону малотоннажной химии для диверсификации. А некоторые участники рынка решили, что настало время поделиться своей экспертизой с другими, чтобы вместе эффективнее преодолевать трудности. Так, Трубная металлургическая компания (ТМК) открыла программы собственного Корпоративного университета для сторонних участников рынка.
На примере ТМК рассмотрим, как запуск нетрадиционного вида бизнеса способен помочь развитию не только самой компании, но также ее партнеров и даже конкурентов, а в целом – экономики страны.
Экспертизу в массы
В Трубной металлургической компании «Ведомостям» подтвердили, что в рамках диверсификации начали оказывать образовательные услуги внешним пользователям. Для компании это не основной бизнес, так как она является одним из крупнейших поставщиков стальных труб. Однако в ТМК уже на протяжении нескольких лет успешно действует собственный Корпоративный университет ТМК2U. До этого момента в нем могли учиться преимущественно сотрудники самой компании. В 2022 году ТМК расширила доступ к программам своего университета и на внешнюю аудиторию. Сейчас в университете компании одновременно учатся несколько десятков тысяч человек.
«В целом в 2021 году ТМК2U провел более 100 тысяч человекообучений. Этот показатель учитывает количество обучений, которые прошел один человек, а у нас большинство сотрудников за год учатся по программам Корпоративного университета два, три и более раз. Если говорить о количестве уникальных обученных, то за все время работы Корпоративного университета их число составило около 70 тысяч», – рассказывает заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом – директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.
Корпоративный университет ТМК был основан в 2017 году и уже успел зарекомендовать себя на рынке дополнительного образования. Изначальной его целью была подготовка персонала компании к выполнению оперативных стратегических задач.
Университет занимается подготовкой как узких специалистов, так и линейных рабочих. Причем hard, soft и digitalskills «прокачиваются» у каждого студента в соответствии с изменениями, происходящими в бизнесе его компании. «Визитная карточка» ТМК2U – программы по развитию управленческих навыков.
Часть программ ТМК2U уже открыта для внешней аудитории. Более широкий спектр продуктов (в портфеле университета более 560 онлайн- и офлайн-программ) ТМК откроет для сотрудников других организаций уже в ближайшее время. В компании считают, что полученная университетом за 5 лет практика и экспертиза позволят эффективно обучать их на базе уже имеющихся образовательных продуктов и услуг университета, тем более что спрос на них растет с каждым годом.
Корпоративный университет ТМК специализируется на HR-обучении: профориентация всех уровней, адаптация персонала компании, формирование HR-бренда, развитие внутренних коммуникаций. В арсенале учебного заведения есть общие и узконаправленные курсы (для определенных специальностей) различной продолжительности. К примеру, программа «Эффективный руководитель» состоит из восьми модулей длительностью 150 часов, на ее прохождение уходит около восьми месяцев.
«Курсы по конкретным специальностям позволяют сотрудникам повысить компетенцию и сделать следующий шаг по карьерной лестнице», ‒поясняет Елена Позолотина.
Для выхода на внешний рынок ТМК уже организовал в своем Корпоративном университете центр по развитию клиентских программ, отвечающий за привлечение новых клиентов из внешней среды. В рамках партнерства обучение в ТМК2U уже прошли сотрудники крупных энергетических и машиностроительных компаний, до конца года их число пополнят сотрудники других предприятий.
«Развиваясь по этому пути, мы не считаем прибыль самоцелью. Для нас важно получить внешнюю референцию, оценку программ внешними клиентами и усовершенствовать собственные практики, принося практическую пользу партнерам», – сказала Елена Позолотина.
Новые клиенты могут подать заявку на обучение своих сотрудников в ТМК2U в любое время. Им будет предложен набор учебных программ: от вебинаров и электронных курсов до полноценных магистерских программ. Последние реализуются на базе Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н.Ельцина. Как пояснили «Ведомостям», по запросу Корпоративный университет ТМК также готов разработать индивидуальную программу обучения для одного или нескольких специалистов, в том числе работающих по разным направлениям.
Штаб-квартира Корпоративного университета ТМК базируется в Москве, ТМК2U также располагает площадками в городах присутствия компании в Волгоградской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской и Челябинской областях. Однако привязки к конкретному региону для самих студентов нет: формат многих занятий позволяет проводить их полностью в удаленном режиме.