Андрей Аксенов: «Управление транспортными средствами превратится в хобби для энтузиастов»

Старший технический директор концерна «Телематика» – о роботах и будущем искусственного интеллекта в транспортной индустрии
Пресс-служба концерна «Телематика»
Пресс-служба концерна «Телематика»

В 2024 г. искусственный интеллект (ИИ) привлек внимание всего мира, а робототехника стала ключевым инструментом для решения множества разнообразных задач. Нейросетевые технологии и роботы активно используются в различных секторах ‒ от финансов и здравоохранения до торговли и промышленности. Эти инновации также широко применяются в транспортной отрасли. Среди актуальных направлений ‒ разработка ИИ-агентов для улучшения управления дорожным движением и внедрение роботизированных систем на железных дорогах. Старший технический директор концерна «Телематика», объединяющего более 20 компаний, работающих над проектами умных дорог, цифровизации и роботизации железнодорожного транспорта, в интервью «Ведомости. Инновациям и технологиям» рассказал, как в будущем ИИ сможет полностью заменить ручное управление транспортными средствами, что приведет к снижению числа аварий и оптимизации управления транспортными потоками.

– Как развиваются российские ИИ-решения в транспортном секторе?

– В транспортной отрасли применяются различные технологии искусственного интеллекта, которые значительно улучшают эффективность транспортных систем и безопасность на дорогах. Сейчас развитие ИИ в дорожной инфраструктуре и транспортных средствах в основном сосредоточено на сенсорных технологиях, которые позволяют «видеть» и анализировать, что происходит на дороге. Системы управления дорожным движением анализируют данные о транспортном потоке, прогнозируют структуру дорожного движения, оптимизируют его в режиме реального времени, сокращают пробки, повышают безопасность.

Примеры применения варьируются от камер фиксации нарушений правил дорожного движения, адаптивного управления светофорами до более сложных систем, таких как комплексы на платных дорогах, использующие технологию «Свободный поток» (безбарьерная система взимания платы на дорогах).

Самое сложное и масштабное использование ИИ сейчас связано с автономными транспортными средствами, включая беспилотные автомобили и поезда. Они используют алгоритмы ИИ для восприятия окружающей среды, распознавания объектов, принятия решений и навигации без вмешательства человека.

– Какие технологические тренды сегодня преобладают в дорожной отрасли?

– Основные тренды в ближайшие годы будут связаны с дальнейшим развитием искусственного интеллекта. ИИ сегодня является одной из ключевых технологий, и в транспортной сфере его роль становится все более значимой в автомобильном и железнодорожном сегментах.

На данный момент наиболее популярной является модель использования так называемых ИИ-агентов, и эта технология будет становиться все более распространенной.

Мы ожидаем, что внедрение агентов выйдет за пределы конечных устройств и станет интегрированным элементом в центральных системах. Например, в системах управления дорожным движением, где искусственный интеллект поможет оптимизировать дорожные потоки, сокращать пробки, уменьшать выбросы вредных веществ и экономить время. Это также приведет к снижению стоимости доставки и улучшению дорожного движения в целом.

В автотранспорте развитие ИИ повлияет на совершенствование технологий автономного вождения и на возможности взаимодействия дорожной инфраструктуры напрямую с «мозгом» беспилотного автомобиля. Сейчас наша система управления дорожным движением с помощью ИИ умеет автоматически распознавать более 20 различных типов инцидентов на дорогах и заранее предупреждает водителей о ситуации на пути через информационные табло на дороге. Следующий шаг – разработка систем, которые смогут предсказывать ДТП, давать команды автономному транспорту и тем самым предотвращать аварии.

Еще одним важным применением ИИ-агентов является прогнозирование трафика. С помощью машинного обучения ИИ-агент может анализировать исторические данные о движении, погодных условиях и даже событиях в городе, чтобы заранее предсказать возможные заторы и предложить альтернативные маршруты. Это позволяет водителям избегать пробок, а транспортным компаниям ‒ оптимизировать маршруты доставки, что в конечном итоге приводит к снижению затрат и уменьшению загрязнения окружающей среды.

В железнодорожной отрасли ИИ развивается в беспилотных поездах и роботизации обслуживающих и технологических операций. В том числе ИИ будет развиваться в системах управления железной дорогой. Например, в рамках проекта «Цифровая железнодорожная станция» уже собираются большие объемы данных. В будущем мы ожидаем, что сложное управление этими данными будет осуществляться с помощью ИИ.

– Какие проекты с использованием ИИ сегодня набирают оборот в отрасли?

– Одними из наиболее значимых проектов, требующих применения ИИ, являются инициативы по роботизации. Достижения в области машинного обучения и ИИ значительно расширили возможности роботов, обеспечив им большую автономность, способность принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Одна из ключевых точек роста робототехники в России – это железнодорожная отрасль. На сортировочных станциях, стоянках и в инфраструктуре железнодорожного хозяйства существует множество технологических циклов, которые можно автоматизировать и роботизировать. Например, функции, связанные с расцепкой вагонов на сортировочной горке, отпуском тормозов, диагностику состояние подвижного состава и путевой инфраструктуры. Всё это можно перекладывать на робототехнику. И «Телематика» уже реализует и внедряет такие решения на железной дороге. В том числе для этих целей в прошлом году мы объединили свои компетенции с наукой и создали отдельное направление по робототехнике – компанию «Р-Телематика».

Внедрение ИИ в системы позволит роботам эффективно выполнять свои функции в любых условиях, что поможет значительно снизить риски для человека, особенно в опасных зонах. Это также решает экономические задачи, так как робот не устает, не ошибается и выполняет свою работу с одинаковым качеством. Таким образом, мы повышаем производительность и эффективность операций. Кроме того, существует растущий дефицит рабочей силы. В таких условиях роботы становятся необходимостью не только для замещения людей, но и для обеспечения нужного экономического темпа производства. Без использования роботизированных систем уже невозможно поддерживать требуемые темпы работы.

 – Может ли в обозримом будущем ИИ полностью заменить ручное управление транспортными средствами на дорогах?

– Автомобили и локомотивы, по сути, станут автономными роботами, способными управлять движением без водителя, и все развитие технологий к этому идет. Это снизит риск человеческих ошибок и должно привести к снижению аварийности и повышению управляемости транспортными потоками.

Все беспилотные транспортные средства, подключенные к инфраструктуре, смогут обмениваться данными о своем местоположении, скорости, техническом состоянии и других параметрах. Инфраструктура будет учитывать эти данные и эффективно управлять движением транспорта. Например, на светофоре автомобили будут стартовать с разной скоростью, но с помощью искусственного интеллекта они смогут двигаться с согласованным ритмом, что значительно повысит пропускную способность и эффективность движения. В результате исчезнут проблемы, когда кто-то затормозил или поехал слишком рано или поздно, что создает пробки.

С развитием автономных транспортных систем управление транспортными средствами человеком постепенно превращается в редкое и даже эксклюзивное занятие. В будущем, когда искусственный интеллект возьмет на себя основную часть задач по управлению автомобилями, навыки вождения могут стать, скорее, хобби для энтузиастов или символом статуса, чем необходимостью. Уже сегодня мы наблюдаем тенденцию к снижению интереса к владению личным автомобилем среди молодежи в крупных городах, где доступны альтернативные виды транспорта и каршеринговые услуги. По мере того, как технологии ИИ продолжают совершенствоваться, возможность самостоятельно управлять транспортным средством может стать аттракционом, доступным лишь на специализированных треках или в исторических зонах, где сохраняется культурная ценность классического вождения. Таким образом, управление транспортом перейдет из повседневной необходимости в область развлечений и коллекционирования раритетных автомобилей, оставаясь исключительным удовольствием для тех, кто стремится сохранить связь с прошлым.

Уже сейчас тестируются беспилотные такси, полностью автономный грузовик компании «Эвокарго» перемещает грузы на закрытых территориях складов, заводов и других грузовых терминалах. На М-11 между  Санкт-Петербургом и Москвой действующий экспериментальный правовой режим позволяет осуществлять грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей с применением нашего цифрового двойника разработки концерна «Телематика». Автономное вождение окажет положительный эффект на грузовой логистике: ускорит доставку, снизит затраты на топливо, что сделает грузоперевозки более эффективными.

– И это приведет к фактически нулевой аварийности на дорогах?

– Внедрение ИИ должно привести к значительному снижению аварийности, в идеале к близкой к нулевой смертности. Но также это и улучшение пропускной способности и ритмичности движения. Автомобили будут двигаться согласованно, без ненужных перестроений и маневров, что сделает передвижение более предсказуемым и безопасным для всех участников дорожного движения.

Конечно, сложные дорожные ситуации будут возникать. Одним из ключевых подходов является использование принципа минимизации ущерба. Алгоритмы ИИ могут быть запрограммированы так, чтобы минимизировать вероятность причинения вреда людям, выбирая вариант, который приведет к наименьшим последствиям. Например, если пешеход внезапно вышел на проезжую часть, а впереди находится другой автомобиль, беспилотник может выбрать маневр уклонения, направляясь в сторону, где отсутствуют люди, даже если это приведет к столкновению с другим транспортным средством. Такой выбор будет основан на расчетах, учитывающих скорость, массу и положение всех участников движения.

Однако важным аспектом остается этическая сторона вопроса. Разработчики беспилотных систем сталкиваются с необходимостью программирования алгоритмов, которые будут соответствовать общепринятым моральным нормам и законодательству. Например, можно задаться вопросом: что важнее ‒ сохранить жизнь пешехода, нарушающего правила или минимизировать ущерб для водителей других автомобилей? Это вызывает множество философских и юридических споров, и пока не существует единого ответа на этот вопрос. Поэтому многие компании, занимающиеся разработкой беспилотных технологий, активно сотрудничают с экспертами в области этики и права, чтобы создать справедливые и безопасные алгоритмы.

– Как вы справляетесь с кадровым голодом, который наблюдается во многих отраслях экономики России уже не первый год?

– Как и вся отрасль, мы сталкиваемся с нехваткой кадров. Поэтому наши двери всегда открыты для талантливых студентов и опытных профессионалов. Наша высокотехнологичная и перспективная сфера, масштабы реализуемых проектов и осязаемые результаты выделяют нас среди многих компаний. Мы внимательно следим за рынком труда и предлагаем конкурентоспособные условия оплаты. Для тех, кто стремится к профессиональному росту, у нас действуют программы обучения и повышения квалификации, а также собственная школа подготовки топ-менеджеров из числа сотрудников. Благодаря тому, что концерн объединяет десятки компаний и направлений, сотрудники имеют возможность развивать свою карьеру как вертикально, так и горизонтально, осваивая смежные области.

Мы активно внедряем новейшие технологии для постоянного повышения профессиональных навыков сотрудников и оптимизации рабочих процессов. Это помогает привлекать и удерживать лучших специалистов. Также мы поддерживаем различные форматы занятости, включая удаленную работу и гибкий график, адаптированные под потребности каждого сотрудника. В целом мы стремимся создать благоприятную атмосферу, которая способствует повышению уровня вовлеченности и лояльности сотрудников.

Сегодня часть задач может выполнять искусственный интеллект, способный генерировать код на уровне начинающего программиста. Мы уже используем ИИ в процессе разработки ПО, однако полностью заменять разработчиков искусственным интеллектом не собираемся. Иначе начинающие не смогут набраться опыта и вырасти в более квалифицированных специалистов. С массовым внедрением ИИ роль разработчика изменится. Вместо того, чтобы заниматься рутинной работой, разработчики будут сосредоточены на более концептуальных задачах: архитектуре, проектировании и работе с предметной областью.

– Как вы видите развитие проектов в сфере ИИ в России в ближайшие 10‒15 лет?

– На мой взгляд, развитие тренда на цифровизацию и роботизацию активно продолжится, а технологии ИИ будут использоваться повсеместно и в различных отраслях экономики. ИИ сделает услуги более персонализированными, робототехника увеличит свое проникновение и снимет с нас часть опасных, сложных и рутинных операций. Благодаря этому повысится безопасность во многих областях и улучшится общее качество жизни, а наш человеческий ресурс мы сможем направить для новых идей и выполнения более креативных задач.