43% российских работников используют в работе ИИ-инструменты

Но одновременно только 4% считают умение работать с ИИ обязательным навыком для трудоустройства
Навыки работы с прикладными современными ИИ-технологиями можно быстро получить через практический опыт их использования
Навыки работы с прикладными современными ИИ-технологиями можно быстро получить через практический опыт их использования /iStock

В последние два года быстрое развитие генеративного искусственного интеллекта (ИИ) сделало его доступным для широкого круга пользователей. Многие стали осваивать ИИ для прикладных задач в бизнесе точно так же, как раньше осваивали компьютерные программы для работы в офисе.

Опрос 3310 соискателей, проведенный в июне этого года работным сервисом hh.ru совместно с сервисом видеоконференцсвязи «Контур.Толк», показал: 13% респондентов уже используют ИИ-инструменты в работе каждый день, еще 30% решают с его помощью время от времени конкретные задачи. Большинство опрошенных (63%) ищут с помощью ИИ информацию, более половины (57%) генерируют контент – тексты, изображения, видео, презентации. 37% ищут идеи и получают стратегические рекомендации. И только 3% используют ИИ для программирования и автоматизации, аналитики данных, адаптации скриптов продаж и составления коммерческих предложений.

Авторы исследования спросили респондентов, насколько быстро, по их мнению, использование ИИ-технологий станет обязательной частью их работы. 30% ответили, что это неотъемлемая часть уже сейчас, еще 23% – что такие навыки станут обязательными в течение года. Однако, отвечая на вопрос о том, дает ли умение работать с ИИ преимущество при поиске работы, только 4% сказали, что это навык, без которого сложно трудоустроиться, 37% заявили, что это может лишь помочь трудоустройству, а 44% утверждали, что скорее не поможет, потому что работодатели смотрят на другие компетенции.

«Ведомости. Инновации и технологии» выясняли, с чем связана позиция соискателей и что думают об этом работодатели и эксперты.

Доступ открыт

Навыки работы с прикладными современными ИИ-технологиями можно быстро получить через практический опыт их использования, говорит Михаил Сродных, генеральный директор компании «СКБ Контур». При этом теоретических материалов, понятных, но не перегруженных техническими деталями, сейчас много, добавляет он.

Для работы с ИИ, с теми же большими языковыми моделями, пользователю не нужны знания на уровне IT-специалиста, достаточно обычной цифровой грамотности, соглашается Владислав Балаев, руководитель практики центра компетенций больших данных и ИИ компании «Ланит».

В ходе исследования аналитики «Контур.Толка» и hh.ru выяснили, что большинство респондентов (74%) начали использовать ИИ, чтобы ускорить свою работу и стать эффективнее. 47% прибегли к помощи ИИ просто потому, что испытывали интерес, 35% хотели освободиться от скучных задач.

Для работы с ИИ-технологиями, говорит Сродных, тем не менее нужно знать несколько важных вещей. У пользователя должно быть понимание текущего ландшафта ИИ-инструментов, т. е. актуальные знания о том, что и для чего применяется. Важно также понимать, как организован доступ к сервисам с ИИ-инструментами, какие существуют ограничения. Когда же пользователь уже приступил к работе, он должен иметь представление о промптах (необходимых для выполнения задачи вопросах нейросети). Нужно знать также, какие еще настройки предоставляют сервисы и как их применение скажется на работе ИИ-инструмента.

При этом, работая с машиной, человек не должен «выключать» критическое мышление, напоминает Сродных. Каждый может освоить базовые, так называемые мягкие, навыки работы с ИИ (AI soft skills), но к машине лучше подходить как к мудрому богатому дедушке, слегка глуховатому и себе на уме, шутит по этому поводу Александр Бухановский, руководитель Института искусственного интеллекта ИТМО и директор трансляционных информационных технологий. По его словам, метафора иллюстрирует, что промпты надо задавать правильно, быть готовым к тому, что ИИ «не услышит» или ответит невпопад, а значит, нужно критически относиться к ответам.

По данным опроса, большинство пользователей это понимает: 61% проверяет и корректирует собранную ИИ информацию до ее применения, 37% используют ее как подсказку, проделывая основную работу самостоятельно. И только 2% полностью принимают результаты.

Добровольно, но не обязательно

Авторы исследования также спросили, как относятся работодатели к тому, что респонденты используют ИИ. Выяснилось, что 57% компаний смотрят на это позитивно, хотя и не поддерживают применение ИИ активно. И только 18% опрошенных говорят, что работодатель сам просит их использовать ИИ.

Большинство опрошенных «Ведомости. Инновации и технологии» работодателей сказали, что поддерживают применение ИИ. Тем не менее основное их внимание пока сосредоточено на развитии навыков профессиональных ИИ-специалистов, которые могут разработать новые ИИ-продукты или цифровизировать бизнес-процессы.

Например, в «Контуре» в целом не предъявляют конкретных требований к познаниям специалистов в сфере ИИ, но поддерживают инициативы внедрения таких технологий для оптимизации работы, генерации текстов, обработки документов, автоматизации отчетности, рассказал Сродных. При этом, добавил он, компания внедрила ИИ-технологии еще в 2012 г. и сейчас в «СКБ Контур» действует полноценный центр ИИ, в котором работает более 70 высококвалифицированных сотрудников (специалисты по большим данным, машинному обучению и др.). Эти специалисты работают в сфере больших данных и машинного обучения, занимаются внедрением ИИ в продукты и в процессы компании и приносят немалую пользу. Например, внедрение использующего компьютерное зрение и обработку речи сервиса видеоконференцсвязи «Контур.Толк» привлекло в компанию 1,5 млн клиентов только в 2024 г., в 3 раза больше, чем годом ранее. При этом выручка проекта выросла в 2 раза относительно 2023 г.

Похожая ситуация и в РЖД. Алексей Лерон, советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги (входит в РЖД) по стратегическому развитию и проектной деятельности, говорит: в компании понимают, что первичный уровень цифровой грамотности, включая работу с офисными инструментами и базовой аналитикой, нужен многим работникам. Но сейчас, когда в РЖД активно внедряется ИИ, потребность в ИИ-компетенциях возникает в нескольких ключевых подразделениях, важных с точки зрения цифровой трансформации, безопасности и операционной эффективности. Это, например, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем, где нужны специалисты с навыками машинного обучения и нейросетевой аналитики для таких задач, как, например, компьютерное зрение. С его помощью можно обнаружить дефекты на рельсах, контролировать персонал и мониторить ситуацию на платформах. Более того, считает Лерон, даже в будущем продвинутые ИИ-навыки нужны будут не всем работникам РЖД, а прежде всего сотрудникам инженерных, технических и IT-подразделений, а также менеджерам среднего и топ-уровня для оценки бизнес-ценности проектов и коммуникации с ИИ-специалистами.

Дело будущего

Потребности бизнеса в ИИ-компетенциях сегодня разделились на два основных направления. Первое – это классическое машинное обучение, которое не связано с генеративным ИИ и требует знания основных алгоритмов, способов работы с данными и в целом инженерных навыков, а второе – обучение работе с генеративными моделями типа ChatGPT или Midjourney, где нужны более прикладные навыки по построению пайплайнов (последовательности действий для достижения цели), а также умение затачивать базовые решения под конкретные предметные области и задачи, рассказывает Балаев.

Во многих отраслях это уже вызывает интерес. Так, в промышленности скоро будут цениться кадры, освоившие управление решениями на базе компьютерного зрения, в ритейле – те, кто умеет общаться с системами предиктивной аналитики для прогноза спроса и управления системами поставок, говорит Алеся Аргутина, руководитель по подбору персонала компании «Норбит» (входит в «Ланит»).

Данные исследования «Контур.Толка» и hh.ru подтверждают, что интерес работодателей к кадрам с самыми разнообразными навыками ИИ постепенно растет. Так, в мае этого года на hh.ru было опубликовано более 3000 вакансий с требованием знания или владения ИИ в целом, говорит Мария Игнатова, директор по исследованиям hh.ru. Для сравнения: за весь 2024 год, по данным исследования hh.ru и «МТС линк», на платформе было опубликовано 3700 вакансий, связанных с применением ИИ.

Уже сейчас владение ИИ-навыками может увеличить уровень предлагаемой соискателю зарплаты. По данным hh.ru, во II квартале 2025 г. медиана зарплаты специалистов, умеющих взаимодействовать с ИИ, составляла 100 700 руб., что на 24% больше, чем во II квартале 2024 г. При этом медиана зарплаты без особых требований к знанию ИИ сейчас 75 000 руб.

Соискатели, похоже, эти тренды чувствуют. 46% респондентов опроса «Контур.Толка» и hh.ru согласились с тем, что специалисты, активно использующие ИИ в работе, должны получать более высокую зарплату, чем те, кто его не использует. Хотя они отметили, что важна и общая эффективность сотрудника. А еще 15% участников опроса уверены, что это новый профессиональный стандарт и он должен обязательно оплачиваться выше.

Учиться придется

Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, работникам придется «прокачивать» свою ИИ-экспертизу, убеждена Аргутина. По данным НАФИ за 2024 г., доля россиян, владеющих базовым и выше уровнем цифровой грамотности, составляет 71%. Но этот показатель не меняется уже два года, отметили тогда авторы исследования.

Проблема не столько в недостатке образовательных курсов или интереса, сколько в отсутствии системного подхода к развитию ИИ-компетенций, полагает Сродных из «СКБ Контур». По его мнению, мало просто прочитать статью с описанием генеративных сервисов контента или попробовать сгенерировать несколько случайных изображений в каком-то из них. Важно научиться применять ИИ-инструменты для решения конкретных задач, чтобы они действительно приносили пользу.

Каждая компания решает эту проблему по-своему. Например, в «Северстали» есть программа «Цифровая сталь» по использованию ИИ на производстве, а также электронные курсы по применению генеративного ИИ как для новичков, так и для более опытных пользователей, рассказал представитель компании. А РЖД активно сотрудничает с вузами, обучает работников в корпоративном университете, а среди партнеров компании – образовательные платформы, тренинговые центры и внешние академии, говорит Лерон.

В будущем развитие технологий приведет к тому, что использовать их станет проще, при этом профессиональных ИИ-специалистов останется мало, такие люди будут заниматься, например, настройкой ИИ-агентов, полагает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». Вероятнее всего, через 10 лет базовые (мягкие) ИИ-навыки вообще не будут фигурировать в вакансиях, так как для широкого спектра профессий они станут входить в понятие «компьютерная грамотность», добавляет Бухановский из ИТМО.

Но пока, особенно для старшего поколения, необходимо увеличивать число образовательных инициатив, в том числе по переквалификации сотрудников внутри компании, настаивает Сродных. Людям важно объяснять, говорит он, что ИИ-инструменты помогут справиться с рутиной, высвободят время для более сложных задач и сделают их работу более интересной.