Время перемен в логистике
Как российская платформа MasterTMS (16+) помогает бизнесу экономить миллионы на управлении грузоперевозкамиЛогистика рискует стать слабым звеном крупных российских производителей. Рост себестоимости перевозок, дефицит надежных перевозчиков и уход западных ИТ-решений заставляют компании искать новые инструменты для оптимизации. Российские IT-разработчики создали альтернативу иностранным программным комплексам: платформа MasterTMS использует искусственный интеллект и помогает владельцам грузов взаимодействовать с перевозчиками с экономией до 21% на каждой отгрузке.
Вызовы рынка и цифровой ответ
Логистика играет одну из ключевых ролей в формировании ценности во всех отраслях, и качественное управление транспортно-логистическими процессами способно повысить операционные показатели, снизить затраты и увеличить конкурентоспособность, утверждают авторы доклада по цифровизации российской логистической отрасли АНО «Цифровая экономика».
Пандемия и геополитические изменения обострили главные проблемы отрасли: рост себестоимости грузоперевозок, дефицит кадров, уход иностранных компаний и сложность управления логистикой из-за разрозненности информационных систем, говорится в обзоре российского рынка грузоперевозок Strategy Partners. По данным этого исследования, ставки грузоперевозчиков только за 2023 г. выросли на 33,1%, а в июле 2024 г. средний уровень ставок на 7,6% превышал значение прошлого года.
Большинство грузов в России (свыше 80%), по данным Росстата, перевозится автотранспортом, где доминирует малый бизнес. В сентябре 2024 г. в системе «Платон» (система взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн) было зарегистрировано 1,89 млн грузовиков и 843 000 компаний-перевозчиков. Крупному бизнесу без собственного грузового автопарка приходится одновременно работать с десятками подрядчиков и субподрядчиков. «Особенно много усилий для обеспечения своевременных отгрузок и контроля затрат на перевозки приходится прикладывать производственным предприятиям и дистрибьютерам, которые отправляют по несколько тысяч фур в год», – подчёркивает генеральный директор ООО «ТН Цифровая логистика» Андрей Петкевич.
В условиях быстро меняющейся ситуации, когда глобальные кризисы и геополитическая нестабильность становятся перманентными факторами, интеграция новых технологий в логистические процессы становится одним из способов поддержания конкурентоспособности и обеспечения устойчивости бизнеса, говорится в исследовании Strategy Partners «Технологические тренды в российской логистике». По его данным, самые актуальные цифровые технологии для сектора транспорта и логистики на ближайшие два-три года – это электронный документооборот, искусственный интеллект, облачные сервисы и цифровые платформы для грузоперевозок.
Умная платформа для умных перевозок
Ещё недавно ключевыми поставщиками IT-решений для логистики в России были международные компании вроде Transporeon, Oracle и SAP. Однако их уход создал вакуум — предприятия столкнулись с необходимостью искать новые технологические решения. Отечественная платформа MasterTMS показала себя как достойная альтернатива зарубежным системам. Платформа обеспечивает сквозную цифровизацию логистики: от планирования перевозок и оптимизации маршрутов до выбора исполнителя, оформления документов и мониторинга груза в реальном времени.
Особенность платформы ‒ применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Алгоритмы MasterTMS оптимизируют график отгрузок, распределяют грузы по транспорту, выстраивают маршруты с учетом множества параметров и автоматически связываются с водителями при возникновении нештатных ситуаций.
Платформа помогает отправителю грузов получить наилучшую цену от собственных проверенных перевозчиков, используя систему рейтингов подрядчиков, механизмы лояльности и конкурсный отбор.
Для производственных предприятий и дистрибьюторов внедрение MasterTMS означает снижение затрат на перевозки на 9–21%, прозрачное ценообразование и автоматизацию логистических процессов за счет ИИ. Платформа помогает компаниям перевести грузоперевозки на качественно новый уровень, минимизируя издержки и повышая общую эффективность логистики.
Минус 20% – поставщик упаковки сократил расходы на логистику
Один из крупнейших российских поставщиков полиграфических и упаковочных материалов решил автоматизировать планирование перевозок. Логистика компании строилась на договорных условиях с перевозчиками, где фиксировалась стоимость подачи транспорта, почасовой тариф и базовое количество точек в маршруте. За каждую дополнительную точку сверх лимита начислялась доплата. Ключевыми ограничениями при планировании были габариты транспорта (некоторые точки принимали только машины грузоподъемностью до 1,5 тонн) и жесткие временные окна доставки.
Перед компанией стояла двойная задача: не только сократить расходы на доставку, но и автоматизировать планирование маршрутов, минимизировав ручной труд логистов. Алгоритмы платформы MasterTMS позволили ей эффективнее использовать доступных перевозчиков, назначая подрядчиков с более низкими ставками на наиболее сложные маршруты с повторными загрузками в течение дня.
Автоматизация планирования маршрутов помогла снизить стоимость доставки на 23% в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и на 21% в Москве и Подмосковье. Более 85% заказов теперь распределяются автоматически, а время на планирование сократилось в 2,5 раза. Этот подход позволил компании не только снизить затраты, но и повысить гибкость логистических процессов.
Экономия 18 млн – производитель климатических систем оптимизировал расходы
Крупный производитель и поставщик климатического оборудования (систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения и очистки воздуха) провел масштабную оптимизацию своей логистики. Компания делала ставку на собственный автопарк и время от времени привлекала сторонних перевозчиков, хотела более равномерно распределять нагрузку на свои машины и сократить расходы на привлеченный транспорт.
Внедрение MasterTMS принесло заметные результаты: собственные машины стали перевозить за рейс в среднем на 8% больше груза и заезжать в большее количество точек (в среднем на 1,7 на один грузовик за смену).
Общая продолжительность маршрутов сократилась на 17%, а потребность в услугах сторонних экспедиторов уменьшилась в среднем на три машины в день. Как результат – годовая экономия на доставке превысила 18 млн руб. Достичь таких показателей удалось за счет более эффективного использования собственного автопарка.
Точность 87% – производитель колбас повысил скорость доставки
Крупный российский производитель мясных деликатесов и колбасной продукции, входящий в ТОП-10 отраслевого рейтинга, добился значительной оптимизации логистических процессов. Компания поставила перед собой амбициозные задачи: снизить затраты на привлеченный транспорт, сократить продолжительность маршрутов собственного автопарка и гарантировать доставку грузов строго в оговоренные временные окна.
На платформе MasterTMS производитель начал выбирать подрядчиков-логистов на каждый заказ в формате конкурсного отбора. Это позволило в 80% случаев снижать стоимость перевозки на 5% и более от начальной цены. Собственный автопарк также стал работать эффективнее: благодаря алгоритмам автоматической маршрутизации суточный пробег сократился на 9,4% уже в первый месяц использования системы. Оптимизация порядка доставки по точкам позволила вдвое увеличить количество груженых обратных рейсов, минимизировав холостые пробеги.
Особое внимание уделялось соблюдению временных окон доставки критически важному параметру для скоропортящейся мясной продукции. Внедрение автоматизированного контроля позволило достичь 87% точности по этому показателю.
Почему пора перейти на цифру
Для компаний, ежемесячно отгружающих продукцию большими объемами, MasterTMS предлагает принципиально иной подход к организации перевозок – не через биржи фрахта, а через цифровизацию работы с постоянными подрядчиками. Платформа создает закрытую цифровую среду для взаимодействия грузовладельца с проверенными перевозчиками. Она автоматизирует рутинные операции, контролирует качество услуг и создает здоровую конкуренцию между партнерами. Многие компании годами работают с узким кругом подрядчиков, но отсутствие конкуренции в такой модели неизбежно приводит к росту цен. MasterTMS делает процесс прозрачным: перевозчики видят заказы и участвуют в конкурсных процедурах внутри системы, что в среднем дает 9-21% экономии на стоимости перевозок. Транспортным компаниям предлагается упрощенный интерфейс: они получают уведомления о заказах и могут подтверждать их парой кликов с мобильного устройства.
Платформа решает ключевую проблему логистов – работу с разрозненными инструментами. Вместо Excel, 1С и мессенджеров предлагается единая среда с математическими алгоритмами оптимизации маршрутов, мониторингом в реальном времени и автоматическим реагированием на отклонения.
Вопросы безопасности данных решены через размещение в защищенном периметре «Яндекс.Облака» с полным соответствием требованиям законодательства о персональных данных. Модель оплаты строится на лицензионных платежах за фактическое использование — от каждой размещенной заявки со скидками за объем. Как показывает практика, внедрение MasterTMS дает комплексный эффект: затраты на логистику снижаются на 9-21%, растёт прозрачность процессов и формируется пул лояльных транспортных компаний.