Лидерство в эпоху ИИ: как технологии меняют качество жизни через культуру

Пресс-служба ВЭБ.РФ
/Пресс-служба ВЭБ.РФ

Влияние цифровых технологий на развитие культуры и предпринимательства стало ключевой темой панельной сессии «Технологии культуры», организованной ВЭБ.РФ в рамках XI Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур. Мероприятие, прошедшее в историческом пространстве Камероновой галереи государственного музея-заповедника «Царское Село» 12 сентября, объединило представителей арт-сообщества, креативных индустрий и бизнеса для выработки перспективных решений в условиях быстро меняющейся цифровой реальности.

«Президент России Владимир Путин перед группой ВЭБ.РФ поставил в первую очередь задачу достижения технологического лидерства. Без совершенствования культурного кода, без духовного обогащения никакие компании не добьются лидерства в технологиях», – заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Реализация этой задачи, по словам Шувалова, должна привести к тому, чтобы «общество лидировало во всех сферах, то есть должно было способно не просто произвести товар, но самый умный товар».

Такой комплексный подход к лидерству и стал причиной, по которой ВЭБ.РФ уже три года поддерживает форум. «Первые два года мы выстраивали диалог между бизнесом и культурным сообществом, определяя, как культура влияет на бизнес-достижения. И мы в рамках этих дискуссий, подготовительных мероприятий выяснили, что современный бизнес без определенного культурного кода невозможно развивать, невозможно добиваться лидерских позиций», – сказал Шувалов, подчеркнув, что новые технологии меняют культурный код во всем в мире.

Тема использования искусственного интеллекта (ИИ) в креативных индустриях стала одной из основных. «Мне выпала честь быть первым исполнителем в мире музыки, написанной нейросетью компании Яндекс – на фестивале в Сочи, – рассказал дирижер Юрий Башмет. – Когда музыка создавалась, мы говорили ИИ, что нам в процентном соотношении меньше нужно, например, Шнитке, чуть больше Брамса или Шостаковича, получился микс». Однако, как отметил Башмет, основная работа над произведением остается за человеком. По мнению дирижера, ИИ выступает инструментом в руках художника, а не самостоятельным творцом. 

По словам генерального продюсера кинокомпании 1-2-3 Production Артема Михалкова, ИИ уже стал неотъемлемой частью реальности, активно проникая в сферу создания контента, особенно в этапы постпродакшена. Вместе с тем, подчеркнул эксперт, остается фундаментальный вопрос: способен ли человек сохранить свое ключевое место в производственном процессе, учитывая, что ИИ начинает замещать отдельные профессии в кинематографе.

Михалков провел историческую параллель: всего за десятилетие мощные компьютеры размером с человеческий рост уместились в кармане, и теперь технологии развиваются еще стремительнее. «С той скоростью, с которой появляется и входит в кинопроизводство и в нашу жизнь ИИ, критически важным становится вопрос о том, насколько мы сможем балансировать его внедрение с сохранением человеческого труда, являющегося основой творчества», – уверен он.

С ним согласен и режиссер Сергей Знаменский. Он признал практическую пользу технологий в организации и каталогизации огромных массивов культурного наследия, что освобождает создателей от рутины и позволяет систематизировать знания. Однако ключевое отличие человека от машины Знаменский видит в способности к сопереживанию – тому, что составляет суть искусства. «Мы осознаем, что человек, создавший, например, скульптуру Моисея, как это сделал Микеланджело, безусловно превзошел все, что было создано веками до него, – отметил режиссер. – И мы восхищаемся, глядя на эту скульптуру, восхищаемся тем, что он смог это совершить».

«Президент перед нами поставил задачу обеспечить технологическое лидерство. А для этого нужна высокая культура. Мы поддерживаем бизнес и считаем, что все представители бизнеса –люди креативные. Они выступают автором чего-то совершенно нового, создают исключительно новый продукт. Они все – творцы, которых мы все вместе должны поддерживать», – резюмировал Шувалов.