Нелегальные программы в России теряют популярность

Уровень софтверного пиратства в России, несмотря на кризис, в прошлом году снизился на 1 п. п. до 67%. А на мировом рынке доля нелегального ПО, наоборот, увеличилась с 41% до 43%

Между США и Зимбабве. $51,4

млрд. Столько составила бы коммерческая стоимость ПО, проданного пиратами в 2009 г. во всем мире, подсчитали BSA и IDC. Самый низкий уровень пиратства зафиксирован в США (20%), Японии и Люксембурге (21%), а самый высокий – в Грузии, Зимбабве и Молдавии (более 90%), говорится в отчете.

О снижении уровня пиратства в России сообщили в совместном отчете объединение Business Software Alliance (BSA) и компания IDC. За 2009 г. доля нелегального ПО сократилась с 68% до 67%, а его коммерческая стоимость составила бы $2,62 млрд, отмечается в отчете. Динамика рынка ПО в России оказалась лучше общемировой: глобальный уровень пиратства, наоборот, вырос с 41% до 43%, в основном за счет увеличения доли стран с переходной экономикой, таких как Китай, Индия и Бразилия.

В 2008 г. уровень пиратства в России сократился на 5 п. п. – c 73% до 68%. А в 2009 г. более существенному рывку помешал кризис, объясняет представитель BSA в России Алексей Черный. Роста пиратства не произошло во многом благодаря усилиям правообладателей и государства, предпринятым в предкризисные годы, утверждает он. Продавцы стали реже предлагать нелегальное ПО, в 2008 г. вступила в силу IV часть Гражданского кодекса, регламентирующая отношения правообладателей с пользователями, пиратство и медиапиратство фактически приравняли к тяжким преступлениям (ужесточена ответственность по статье 146 Уголовного кодекса), перечисляет Черный. К тому же в судах появилось много антипиратских дел – по данным МВД, в 2009 г. их было 3430.

Представитель Adobe Systems Екатерина Громова подтверждает, что во время кризиса снизился уровень пиратства по продуктам компании, но и продажи тоже упали. По ее словам, около 30–40% продаж компании в России составила легализация софта, причем многие клиенты настаивают на покупке лицензий в рассрочку. А Денис Гуз из «Майкрософт Россия» добавляет, что уровень пиратства снижается быстрее в крупных компаниях, чем в малом бизнесе.

Однако вице-президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин не верит, что во время кризиса доля нелегального ПО сократилась. Платежеспособность потребителей снизилась и благодаря распространению интернета уровень пиратского софта только увеличивался, уверен он. По оценкам Яшина, доля пиратского делового софта сейчас составляет 80–85%.