Технологии
Бесплатный
Анастасия Голицына|Тимофей Дзядко
Статья опубликована в № 2729 от 10.11.2010 под заголовком: «Связной» прибылен

«Связной» вшестеро менее прибылен, чем «Евросеть»

С чистой прибылью работает не только «Евросеть», но и один из ее крупнейших конкурентов – сеть салонов «Связной». Правда, и по размеру, и по рентабельности чистой прибыли эта сеть в разы уступает крупнейшему сотовому ритейлеру. Зато салоны «Связного» более доходны
А. Махонин
Кто должен больше. 3,8

млрд руб. составил чистый долг «Связного» в 2009 г.

7,6

млрд руб. составил чистый долг «Евросети» в 2009 г.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

Сеть салонов связи. Акционеры – Trellas Enterprises Limited Максима Ноготкова (81,9991%), Patagon Finance (18%, ее владельцы не раскрываются) и Vimpelcom BVI Ltd. (0,0009%). Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 45,7 млрд руб., чистая прибыль – 200 млн руб.

В отличие от «Евросети» «Связной» никогда не раскрывал размер прибыли. Однако «Ведомостям» удалось его выяснить, ознакомившись с показателями аудированной отчетности группы «Связной» за 2009 г. (МСФО). Согласно этим данным, прошлый год «Связной» завершил с чистой прибылью в 0,2 млрд руб. при выручке 45,7 млрд руб. Показатель EBITDA составил 1,8 млрд руб., а рентабельность по EBITDA – чуть менее 4%.

По количеству салонов (около 2000) «Связной» занимает третье место в России после «Евросети» (3850) и МТС (2208). Розничный бизнес МТС пока убыточен: компания взялась строить его только в 2009 г. А вот «Евросеть» с начала прошлого года работает с прибылью, причем по меркам ритейла довольно высокой. Показатель EBITDA «Евросети» за 2009 г. оказался в 2,7 раза выше, чем у «Связного», – 4,83 млрд руб., рентабельность по EBITDA в два с лишним раза выше – 8,8%, а чистая прибыль – в шесть раз выше, 1,194 млрд руб. При этом по размеру выручки разрыв между двумя компаниями не так велик: «Евросеть» заработала за прошлый год 55,16 млрд руб. (все показатели по МСФО).

«Евросеть» резко повысила финансовую эффективность в прошлом году и впервые за много лет получила чистую прибыль, напоминает ее президент Александр Малис. Он связывает это с тем, что в 2009 г. компания почти вдвое сократила издержки. В частности, провела масштабные сокращения персонала (уволено 4000 офисных сотрудников), оптимизировала логистику. Также из модельного ряда были выведены неликвидные товары, сокращен срок оборачиваемости товаров (до 40–45 дней). Кроме того, говорит Малис, в 2009 г. серьезно подешевела аренда торговых помещений и складов, а доходы от комиссии за подключение абонентов «Мегафона» и «Вымпелкома», напротив, увеличились.

У «Евросети» в 2009 г. были более выгодные контракты с операторами, согласен основной владелец «Связного» Максим Ноготков, но в 2011–2012 гг. ситуация изменится. Рентабельность у «Связного» ниже, чем у конкурента, из-за того, что компания в 2008–2009 гг. проводила ребрендинг, закрывала магазины, объясняет он.

Зато по выручке на один салон «Связной» опередил конкурента. У «Связного» этот показатель составил в 2009 г. 22,85 млн руб. на магазин, а у «Евросети» – примерно 14,3 млн руб. Около 30% магазинов «Евросети» составляют торговые точки 3-й категории, где основную долю выручки приносили платежи и услуги, объясняет Малис. Площадь таких точек обычно 2–10 кв. м, а предложение ориентировано прежде всего на прием широкого спектра платежей и базовый ассортимент.

Площадь салонов «Связного» в среднем на 20% больше, чем у «Евросети», считает Ноготков. Кроме того, у компаний разная стратегия: «Евросеть» традиционно предпочитала открывать много точек в отдаленных районах, «Связной» же старался придерживаться формата и следил за эффективностью продаж, добавляет он.

Разница в выручке на салон объясняется разной стратегией развития обеих компаний, согласен директор цифрового департамента J&P Consulting Сергей Савин. «Евросеть» всегда быстрее всех наращивала число салонов, а эффективность продаж была ниже, говорит он, «Связной» же всегда был одним из лидеров по продажам телефонов на один салон. Вдобавок «Связной» хорошо продает «виртуальные» услуги, например страхование ОСАГО, добавляет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать