Технологии
Бесплатный
Игорь Цуканов| Ольга Драголова|Джамиля Искандярова
Статья опубликована в № 2773 от 19.01.2011 под заголовком: Полцарства за платеж

Крупнейшая в России система моментальных платежей нашла партнера в Японии

Крупнейшая в России система моментальных платежей Qiwi нашла стратегического инвестора в Японии. Mitsui купила 14,9% Qiwi Ltd. у ее акционеров, исходя из оценки компании почти в 30 показателей EBITDA
Что такое Qiwi. более 100 000

российских платежных терминалов подключены к сети Qiwi Ltd.

80 000 000

жителей России ежемесячно совершают платежи через Qiwi. Источник: данные компании

О сделке сообщили вчера президент Qiwi Ltd. (бывшая OE Investments) Андрей Романенко и генеральный менеджер Mitsui Юйчиро Ханава. По словам Романенко, переговоры велись с октября 2009 г., а соглашение стороны заключили в конце декабря 2010 г. Японская корпорация пропорционально выкупила акции у существующих акционеров и получила 14,9% акций Qiwi Ltd. В результате доля менеджмента Qiwi Ltd. сократилась с 75 до 63,7%, а Mail.ru Group – с 25 до 21,4%.

Qiwi Ltd. контролирует процессинговые компании «Объединенная система моментальных платежей» и e-Port (проводят платежи через терминалы под брендом Qiwi) и ряд других активов. Помимо России Qiwi обслуживает сети терминалов на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Молдавии, Таджикистане, Болгарии, Румынии, Китае, ЮАР, Аргентине, Колумбии, Панаме, Малайзии, а в 2011 г., по словам Романенко, планирует выйти в США, Бразилию, Словакию, Сербию, Киргизию, Латвию и Вьетнам. Денег для экспансии у Qiwi достаточно, объяснил Романенко (стоимость входа на каждый рынок – «несколько миллионов долларов», оценивает близкий к акционерам Qiwi источник), но компания давно искала международного партнера, способного помочь ей начать бизнес в других странах. Mitsui до сих пор не участвовала в IT-бизнесах, связанных с платежами, признает Ханава. Зато она была и остается партнером японского сотового оператора NTT DoCoMo, Vodafone, Yahoo!, AOL и др., указывает Романенко.

Mitsui, инвестируя в Qiwi, получает доступ к потребителю IT-услуг и возможность заработать на росте развивающихся рынков, говорит Ханава. Инвестиция в Qiwi долгосрочная, увеличивать долю Mitsui не планирует, добавляет он.

Финансовые условия сделки партнеры официально не раскрывают. По словам менеджера, близкого к Qiwi, Mitsui оценила компанию «в районе 30 показателей ее EBITDA за 2010 г.». Ближе к 25 EBITDA, уточняет источник среди акционеров Qiwi. Сама компания пока отчиталась только за девять месяцев 2010 г. – по итогам этого периода ее неаудированная EBITDA составляла 1,03 млрд руб. (на 30,8% больше, чем за весь 2009 год). Если в IV квартале 2010 г. этот показатель увеличился пропорционально, то по итогам всего года EBITDA компании могла составить 1,37 млрд руб., а стоимость 100% ее акций соответственно 34–41 млрд руб. ($1,13–1,35 млрд по курсу ЦБ на конец 2010 г.). В таком случае основатели и менеджеры Qiwi Ltd. могли выручить на сделке с Mitsui $128–152 млн, а Mail.ru Group – $41–48 млн. Представитель Mail.ru Group не стал это комментировать.

Инвесторы обычно сопоставляют стоимость компаний с их прогнозными финансовыми показателями, замечает руководитель управления корпоративных финансов «Финама» Алексей Курасов. Стоимость Qiwi Ltd., судя по параметрам сделки с Mitsui, составляет 8–9 прогнозных показателей EBITDA за 2012 г., что приемлемо, считает он. Другое дело, сумеет ли Qiwi Ltd. выдержать заложенные в этот прогноз темпы роста выручки – почти вдвое ежегодно, добавляет Курасов (выручка за девять месяцев 2010 г. – 5,04 млрд руб.).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать