За 2010 г. «Яндекс» заработал на 43% больше, чем за 2009 г. – 12,5 млрд руб.

За прошлый год «Яндекс» заработал 12,5 млрд руб. – на 43,6% больше, чем годом раньше. Компании помогло увеличение доли на рынке поиска и выход из кризиса компаний малого и среднего бизнеса – основных покупателей контекстной рекламы

Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры: около 30% (включая опционы) у основателей и менеджеров, 60% – у инвестфондов, 10% – у частных инвесторов и бывших сотрудников, «золотая акция» – у Сбербанка. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – 12,5 млрд руб.

О росте выручки говорится во вчерашнем сообщении «Яндекса». В долларах выручка выросла на 42,8% до $410 млн. Другие показатели компания не раскрывает. Предправления «Финама» Владислав Кочетков оценивает операционную рентабельность «Яндекса» в 30–35%; представитель «Яндекса» это не комментирует. Рентабельность по EBITDA его конкурента – Mail.ru Group – может составить 34%, прогнозирует Morgan Stanley.

Большую часть денег «Яндекс» традиционно зарабатывает на продаже контекстной рекламы. В прошлом году ее доля в выручке компании составила 88%, а рост продаж по сравнению с уровнем 2009 г. – 45%. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за девять месяцев 2010 г. общий рост рынка интернет-рекламы составил 37%, а продажи контекста увеличились на 45% (годовые итоги АКАР еще не подвела). «Яндекс» – основной игрок этого рынка и во многом формирует его, говорит гендиректор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов.

Главный результат 2010 г. – увеличение доли «Яндекса» на рынке поиска, считает гендиректор компании Аркадий Волож. По данным Liveinternet, она выросла на 5,2 п. п. до 64,1% в декабре 2010 г. Доля Google за тот же период уменьшилась на 1,9 п. п. до 21,5%, Mail.ru – на 2,4 п. п. до 7,6%, а Rambler – на 1,6 п. п. до 1,8%. А рост доходов, по словам Воложа, отражает две основные тенденции – оживление малого и среднего бизнеса после кризиса и перетекание рекламных бюджетов из других каналов в интернет. «Яндекс» традиционно опережает рынок, что связано не только с ростом его доли на рынке поиска, но и с маркетинговой активностью, направленной на привлечение новых рекламодателей, говорит Кочетков из «Финама». В итоге «Яндекс» выиграл как от восстановления маркетинговых бюджетов крупных рекламодателей, размещающих имиджевую баннерную рекламу, так и от притока небольших клиентов.

На самом деле «Яндекс» вырос даже больше чем на 43,6%, считает гендиректор iContext Мария Черницкая. Ведь в 2010 г. в его выручке уже не учитывались доходы от партнерства с Mail.ru, сменившей поиск «Яндекса» на Google. По подсчетам Черницкой, выручка Google в России выросла в прошлом году больше, чем рынок, – примерно на 60%, а выручка «Бегуна» (второй крупнейший участник рынка контекстной рекламы) – на 25%. Представитель «Бегуна» это не комментирует.