Сеть «Вконтакте» ограничила свободу пользователей

Чтобы отбиться от спамеров, крупнейшая социальная сеть рунета «В контакте» перестала регистрировать новых пользователей. Новичкам придется добывать приглашения от «старожилов»

В контакте» закрыла свободную регистрацию новых пользователей, сообщил ее основатель Павел Дуров в блоге. Целью он назвал борьбу с роботами, создающими «пустые» аккаунты: они используются, например, для искусственного расширения сообществ пользователей ради повышения рейтингов. Отныне для того, чтобы стать пользователем «В контакте», нужно приглашение от уже зарегистрированных подписчиков. Пока выдавать приглашения вправе небольшое число пользователей, остальным обещано «ограниченное число» приглашений. Восстановить потерянный аккаунт, по словам Дурова, будет проще, если заранее привязать к нему номер мобильного телефона.

Закрытие свободной регистрации – действенная мера, не позволяющая плодиться спам-аккаунтам, согласен аналитик «Финама» Максим Якушев. Когда рассылались приглашения на регистрацию в LiveJournal, спам в этом сервисе практически отсутствовал, напоминает он. Боролись со спамом в 2008 г. и «Одноклассники», только они вводили не приглашения, а плату за регистрацию новых аккаунтов (около $1). Платная регистрация принесла сети в 2009 г. 12,6% выручки, говорится в материалах Mail.ru Group (контролирует «Одноклассников»). Это была вынужденная мера, тогда в социальной сети ежедневно регистрировались миллионы спамерских аккаунтов, объясняет вице-президент Mail.ru Group и глава проекта «Одноклассники» Илья Широков. Два года спустя «Одноклассники» отменили плату, после того как разработали алгоритмы, позволяющие отличать поведение пользователя от «робота»; заодно была введена верификация новых аккаунтов по мобильному телефону, говорит Широков. Полностью спамеры на «Одноклассниках» не перевелись, теперь они взламывают существующие аккаунты и рассылают спам с них, признает он, но объем рассылок уменьшился.

Mail.ru, по словам ее вице-президента Анны Артамоновой, борется со спамерами с помощью цифрового кода, который человек легко распознает, а робот – нет.

После ввода платной регистрации рост аудитории «Одноклассников» замедлился, и в январе 2009 г. она уступила первое место «В контакте». Темпы роста аудитории «В контакте» с вводом системы приглашений тоже снизятся, уверен Якушев, но вряд ли это повлияет на доходы сети.