Александр Лукашенко назвал цену контрольного пакета МТС

Президент Белоруссии Александр Лукашенко готов уступить МТС контроль над их совместным белорусским предприятием за $1 млрд. Если российская компания не согласится, он грозит выставить 51% на аукцион

Не стал комментировать интерес к 51% белорусской МТС и представитель «Мегафона». В 2008 г., когда белорусское правительство выставляло на продажу «БеСТ», представитель «Мегафона» утверждал, что рынок Белоруссии оператору не интересен.

ОАО «МТС»

Оператор мобильной связи. Акционеры – АФК «Система» (52,8%), 46,7% обращается на NYSE. Капитализация – $20,1 млрд. Выручка (US GAAP, 9 месяцев 2010 г.) – $8,3 млрд. чистая прибыль – $1,2 млрд.

Встречаясь в пятницу с руководителями российских СМИ, Лукашенко вспомнил: МТС давно хочет купить у Белоруссии 51% их совместного предприятия (СП) «МТС». «Мы не против – один миллиард долларов на стол, – цитирует Лукашенко агентство «Интерфакс». – Оценка произведена. Хочешь покупать – покупай. Не хочешь – выставим на аукцион. Все прозрачно».

МТС заявляла о желании контролировать белорусский бизнес почти с самого начала работы в этой стране в 2001 г. Госпакеты в двух других сотовых операторах за это время были приватизированы. В августе 2007 г. Белоруссия выручила $556 млн на продаже 51% второго сотового оператора – МЦС (бренд Velcom). Покупателем стал владелец других 49% – кипрская SB Telecom, три месяца спустя сама приобретенная холдингом Telekom Austria (заплатил 730 млн евро за 70%). А перед самым кризисом, в августе 2008 г., госкомитет по имуществу Белоруссии продал турецкой Turkcell 80% третьего местного оператора «БеСТ» за $600 млн.

Думала Белоруссия выходить и из МТС. В декабре 2007 г. чиновник местного министерства связи рассказывал о поручении правительства изучить возможность продажи российскому партнеру 1,1%-ной доли в этом СП. А в 2009 г. совет министров Белоруссии включил государственный «Белтелеком», владеющий контрольным пакетом СП, в программу приватизации, параметры которой, правда, не утверждены и поныне.

Белоруссия не впервые изъявляет готовность продать МТС свою долю, рассказывает близкий к российской стороне источник, но всегда запрашивала слишком много – что за 51%, что за 1,1% (цена этих двух пакетов отличалась ненамного). Миллиард долларов за 51% – тоже слишком дорого, считает менеджер, близкий к акционерам МТС. Представитель МТС от комментариев отказался.

Цена, названная Лукашенко, соответствует 9–10 показателям EBITDA белорусской МТС, оценивает аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович; это минимум на 40% выше справедливой цены, а в сравнении с мультипликатором, по которому торгуется сама МТС, – вдвое выше. По такой цене актив не будет интересен никому, уверен Климович.

МТС – единственный российский оператор, присутствующий в Белоруссии. Рынок этой страны потенциально интересен и Vimpelcom Ltd., говорит ее представитель Елена Прохорова, но возможность участия в аукционе на 51% белорусской МТС она не комментирует. Vimpelcom вряд ли заинтересуется этим активом, сомневаются близкие к ее акционерам источники. Не интересен он и Altimo (владеет 44,7% Vimpelcom Ltd.), говорит ее директор по коммуникациям Евгений Думалкин. Представитель Telenor от комментариев отказался.