Газетные концерны научили Apple не жадничать

Apple ослабила ограничения на распространение электронных газет и журналов через свой интернет-магазин, но по-прежнему хочет получать свои 30%
А.Махонин

Производители цифрового контента для iPad, iPhone и iPod одержали значимую победу над Apple: компания Стива Джобса ослабила ограничения на продажу контента для своих устройств на сторонних площадках.

В феврале этого года Apple объявила, что с конца июня издатели будут обязаны отчислять ей 30% доходов от продажи контента, распространяемого через Appstore. Для того, чтобы окупить тридцатипроцентные роялти, медийные компании вынуждены закладывать их в цену подписки, но их можно не включать, если контент распространяется через альтернативные каналы. Apple предусмотрела эту лазейку, запретив продавать контент на других площадках по цене ниже, чем в магазине Appstore – и обязав включать в приложения для своих устройств подписку, если она существует и на других платформах.

Претензия Apple на треть доходов основывается на том факте, что этой компании принадлежит наиболее успешный онлайн-магазин музыки и приложений - главная технологическая площадка для распространения контента для устройств iPod, iPhone и iPad. Наконец, Apple ограничила доступ к персональным данным своих пользователей.

Медийные компании могут и не сотрудничать с Apple, но в этом случае они автоматически лишаются дополнительного источника доходов.

Конкурирующие сервисы работают по другой модели. Примерно в одно время с Apple Google объявила о запуске системы One Pass, в которой пообещала брать с поставщиков контента лишь 10% от стоимости сделок. При этом поставщики смогут по своему усмотрению устанавливать цены и пользоваться данными о клиентах.

Ограничения, наложенные на ценообразование со стороны Apple, еще в феврале привлекли внимание антимонопольных органов США, начавших предварительное антитрестовское расследование, и Евросоюза. Однако наиболее активное противодействие оказали медиийные компании.

Цена вопроса для них высока. Для примера: количество подписчиков электронных версий газеты The New York Times составляет порядка 100 000, при этом стоимость подписки на четыре недели составляет от $15 до $45 (продаются пакеты с доступом к материалам сайта и к печатной газете). Издание не сообщает, какое количество из этих пользователей получают доступ к материалам через iPad или iPhone, однако в США, где электронные устройства Apple занимают большую долю рынка, таких пользователей должно быть несколько десятков тысяч.

Неудивительно, что инициативу Apple без особого энтузиазма встретили не только традиционные издательские холдинги, но и производители мультимедийного контента (музыки и видео). Крупные игроки медийного рынка, находящихся в активном поиске способов монетизировать контент, нашли симметричный ответ. Решение оказалось в том, чтобы предоставлять доступ к своим материалам не через специальное приложение, которое может быть легально установлено на устройства Apple только через Appstore (соответственно, получать обновления контента там же), а через адаптированный сайт, который можно просмотреть в любом веб-браузере на любых устройствах с тачскрином от Аpple.

Первопроходцем стало британское издание Financial Times, которое несколько дней назад запустило такой сайт по адресу app.ft.com и призвало всех своих читателей пользоваться именно этой версией. Аналогичные сервисы разрабатывают и другие крупные издатели.

У Apple не оказалось ответа на эту находку: ведь если из мобильных устройств с доступом к интернету изъять браузер, то смысл в их использовании для большинства пользователей пропадает. В итоге американская компания оказалась вынуждена снять запрет на продажу контента напрямую с сайтов производителей по цене дешевле, чем через AppStore, а также разрешить не включать в приложения для iPad и iPhone обязательную подписку, если контент распространяется по другим каналам.

От снятия запрета выиграют не только производители контента, но и прямые конкуренты Apple. Такие как интернет-магазин Amazon, который сможет продавать свои ридеры Kindle с более дешевой, чем через Appstore, подпиской на периодику. Или как музыкальный стартап Sportify, продвигаемый соцсетью Facebook.

Издатели же считают, что этой уступки недостаточно и намереваются продолжать борьбу за предоставление им личной информации пользователей, пишет FT. Они по-прежнему опасаются, что Apple как посредник оборвет связь читателя с масс-медиа.