Groupon сделал скидку с убытка

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) сомневается в показателях, по которым скидочный интернет-сервис Groupon предлагает инвесторам судить об эффективности своего бизнеса. После корректировки чистый убыток в $420 млн превратился в $61 млн прибыли

Groupon

Интернет-компания. Крупнейший акционер – Эрик Лефковский (21,6% акций класса А, 41,7% акций класса B). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $713 млн, чистый убыток – $413 млн.

Об интересе SEC к отчетности Groupon написала вчера газета The Wall Street Journal (WSJ). По ее данным, SEC попросила Groupon ответить на вопросы о показателе чистой прибыли без учета расходов на рекламу, покупку компаний и поощрение сотрудников. Осенью несколько интернет-компаний собираются привлечь на биржах миллиарды долларов, и Groupon – одна из них. Онлайн-сервис хочет привлечь $750 млн, несмотря на гигантские убытки: за прошлый год чистый убыток до возмещения налога на прибыль составил $420 млн, в I квартале 2011 г. – $117 млн.

В проспекте к IPO Groupon предложил инвесторам обращать внимание на три ключевых показателя – валовую прибыль, чистый денежный поток и параметр, который компания назвала «adjusted consolidated segment operating income» (adjusted CSOI, «скорректированная консолидированная сегментированная операционная прибыль»): чистую прибыль без учета расходов на рекламу, поглощения и программу поощрения сотрудников. «Мы верим, что adjusted CSOI – важный показатель успешности нашего бизнеса, так как он исключает неденежные расходы и расходы, которые компании не придется нести в будущем», – написано в проспекте.

Расходы Groupon на онлайн-рекламу в 2010 г. составили почти $242 млн, компенсации сотрудникам – $36 млн, на покупку других компаний – $203 млн. Без их учета убыток за прошлый год в $420 млн превращается в «скорректированную прибыль» на $61 млн.

Эксперты вспоминают времена дотком-пузыря, когда некоторые интернет-компании предлагали ориентироваться не на прибыльность, а на число посетителей сайта. Профессор юридической школы Колумбийского университета Джон Коффи говорит, что сейчас SEC более настороженно воспринимает нетрадиционные финансовые показатели, чем во времена интернет-бума: «В социальных сетях есть признаки пузыря, и это заставляет SEC нервничать».

Представитель SEC Джон Несте отказался комментировать ситуацию с Groupon. Он заявил лишь, что комиссия сейчас перепроверяет все заявки на проведение IPO.

Публикация проспекта IPO в июне вызвала шквал негативных откликов в прессе и блогах. Многих возмутило то, что Groupon несет гигантские убытки и при этом рассчитывает на оценку стоимости компании в $20 млрд. В ответ на критику председатель совета директоров Groupon Эрик Лефковский пообещал, что компания когда-нибудь станет «дико прибыльной». А еще всех возмутило, как Groupon распорядился инвестициями: из $1,098 млрд 86% пошло на покупку акций у акционеров и сотрудников и всего лишь $151 млн – у самой компании.

Журнал Fortune припомнил прошлые проекты Лефковского, на которых основатель и его друзья богатели, а компании потом банкротились.

Российские акционеры компании – DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова (около 2,5%) и Mail.ru Group (5,13% акций) – вчера не ответили на вопросы «Ведомостей».

«Скорректированные» показатели использует и крупнейший российский поисковик «Яндекс». Финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин сказал, что скорректированный показатель чистой прибыли лучше отражает операционную деятельность компании. Использование скорректированного показателя чистой прибыли «Яндекса» без учета затрат на вознаграждение сотрудников акциями и прибыли или убытков от курсовых разниц оправданно, считает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина: эти параметры не имеют никакого отношения к операционной деятельности. Правда, другие компании, например СТС Media, учитывают эти расходы в EBITDA. Но исключать расходы на рекламу Groupon из прибыли нельзя, уверена Лепетухина: они напрямую связаны с операционной деятельностью компании.