Планшетники стали самым быстрорастущим сегментом рынка компьютеров

Планшетный компьютер перестал быть дорогой диковинкой, теперь это самый быстрорастущий сегмент массового рынка – в России за 2011 г. будет продано больше 1 млн штук. Сборщики компьютеров считают, что мода на планшеты всерьез и надолго

Планшеты в 2011 г. в России были нарасхват. По данным аналитической компании Canalys, за III квартал 2011 г. в страну было поставлено 537 000 устройств – это в два раза больше, чем за весь 2010 год. При этом назвать планшет новинкой язык не поворачивается. Основатель Microsoft Билл Гейтс представил 7 ноября 2002 г. Microsoft Tablet PC – полноценный компьютер с сенсорным экраном. Это первый шаг на пути приближения компьютера к человеческим потребностям, заявил тогда Гейтс.

Новинка понравилась многим, но не всем она оказалась по карману: стоили планшеты несколько тысяч долларов, а работали от одной зарядки считанные часы. Через три года Гейтс рассказал, как выглядит компьютер его мечты: без традиционной клавиатуры, способный работать целый день без подзарядки, под управлением Windows и ценой меньше $500.

В 2007 г. Microsoft предприняла попытку сделать планшет массовым товаром, на этот раз под маркой ультрамобильных компьютеров на базе специального маломощного процессора Intel Atom с минимальным энергопотреблением. Эти планшеты все равно стоили около $1000 и работали от одной подзарядки недолго. А потом тайваньская Asustek выпустила нетбук – сверхдешевый портативный ноутбук – на базе процессора Atom, и все крупные производители быстро променяли на них планшеты.

А самый успешный шаг к человеческим потребностям сделал Стив Джобс: в 2010 г. его Apple выпустила планшет iPad с сенсорным экраном диагональю 10 дюймов, способный работать от одной зарядки целый рабочий день. Стоил он около $500 – во всяком случае, в США.

Как и предрекал когда-то Гейтс, недорогой выносливый планшет мгновенно стал хитом продаж во всем мире: в 2010 г. iPad занял почти 89% мирового рынка планшетов в 16,8 млн устройств. А в 2011 г. волна докатилась до России. Компания Acer ожидает, что в 2011 г. в России будет продано 1,2 млн планшетов. Правда, до традиционных компьютеров им, конечно, еще далеко: по оценке Gartner, только за III квартал в Россию было поставлено почти 1 млн настольных ПК и 2,6 млн ноутбуков.

Мода на планшеты в России и в мире быстро не схлынет, уверен Эдуард Воронецкий, основатель и владелец K-Systems, в прошлом – крупнейшего российского сборщика ПК. Это формат между мобильным телефоном и компьютером, самыми популярными цифровыми устройствами в мире, объясняет он.

Планшеты – новая история и они никуда не денутся, соглашается президент и владелец группы IT-компаний «Ланит» Георгий Генс. Он говорит, что планшеты – мобильные устройства, способные работать долго от одной подзарядки аккумулятора, – приобретают те, кто никогда не купит обычный ноутбук. Эти пользователи не искушены в информационных технологиях и для их потребностей планшет подходит намного лучше компьютера, объясняет Генс. «История с планшетами – надолго», – уверен он.

Успех iPad впервые сделал Apple заметным игроком на российском рынке ПК. В 2011 г. компания впервые вошла в десятку крупнейших компьютерных брендов России, а если считать компьютерами и планшеты – в пятерку.