Российское будущее сетей LTE стало яснее

Битва за частоты для мобильной связи четвертого поколения (4G) самого прогрессивного стандарта LTE, начавшаяся еще в прошлом году, не окончательно завершилась и в этом. Но промежуточный победитель уже выявился – это «Скартел» (бренд Yota)
А.Махонин

Несколько месяцев консорциум по заказу ГКРЧ изучал ситуацию с частотами, пригодными для LTE, и готовил рекомендации для госкомиссии. Кончилось тем, что сами члены консорциума рассорились. Компании, подконтрольные АФК «Система», – МТС и «Космос-ТВ», имевшие в Москве и области хороший набор частот 2,5–2,7 ГГц, по рекомендации консорциума лишились их; правда, МТС взамен пообещали равноценную полосу.

Возможно, 2011 год стал решающим для развития в России сетей 4G. Основной сложностью – традиционно для России, где около 90% частот зарезервировано за спецпользователями, – был дефицит диапазона, доступного для сетей LTE (требующих широкой и притом сплошной полосы – хотя бы 20 МГц на одну сеть). Принципиальное решение этой проблемы сформулировала в сентябре Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), но этому предшествовали полтора года борьбы – частично публичной, а частично кулуарной, но в любом случае весьма ожесточенной. Основными участниками этого сражения стали компании сотовой «большой тройки» – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», доказывавшие, что построить LTE с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки смогут только те операторы, у которых уже есть инфраструктура GSM- и 3G-сетей по всей стране.

Чтобы донести эту позицию до государства, «большой тройке» пришлось превратиться в «четверку», объединившись в консорциум (получил название «Союз LTE») с государственным «Ростелекомом». И все-таки желанная цель оказалась достигнута ими лишь частично.

Впрочем, в битве за частоты для LTE все-таки есть промежуточные победители. Это, например, подконтрольная сыну бывшего министра энергетики Виталию Юсуфову «Основа телеком», благодаря поддержке Минобороны (через «Воентелеком» владеет 25% плюс 1 акция «Основы») получившая частоты 2,3–2,4 ГГц по всей стране. Еще более удачливым оказался «Скартел», 25% плюс 1 акция которого принадлежит госкорпорации «Ростехнологии», которой руководит давний друг премьера Владимира Путина Сергей Чемезов. «Скартел», во-первых, вернул себе частоты 2,5–2,7 ГГц по всей России, отнятые было у него Роскомнадзором в 2010 г., а во-вторых, благодаря сентябрьскому решению ГКРЧ обменял эти частоты, рассеянные по всему диапазону, на две сплошные широкие полосы.

Апофеозом событий, развернувшихся вокруг «Скартела», стало подписание в марте 2011 г. меморандума между «большой четверкой», с одной стороны, и акционерами «Скартела» – с другой в присутствии Путина и министра связи Игоря Щеголева. «Четверка» получала трехлетний опцион на покупку 80% «Скартела» (по 20% каждому) исходя из оценки компании в $1–1,5 млрд плюс возможность пользоваться сетью LTE, которую разрешили строить «Скартелу». Особой радости операторам это, впрочем, не доставило, МТС даже уведомила инвесторов, что «политические и иные причины» могут вынудить ее подписать со «Скартелом» соглашение по развитию сети LTE на неприемлемых с коммерческой точки зрения условиях. В итоге обязывающее соглашение так и не было подписано. Зато «Скартел», получивший возможность немедленно строить LTE-сети, уже запустил первую такую сеть – в Новосибирске, а в марте 2012 г. собирается запустить LTE в Москве. Параллельно он договорился о партнерстве с двумя членами «большой четверки» – «Мегафоном» и «Ростелекомом»: они смогут пользоваться LTE-сетями Yota для обслуживания своих абонентов, а «Скартел» получает доступ к их оптическим каналам, вышкам и другим элементам инфраструктуры. Таким образом, мартовская договоренность операторов «несколько мутировала», признал недавно министр Щеголев; по его мнению, это свидетельствует, что все операторы двигаются к LTE разными темпами.

Битва за право работать в передовом стандарте мобильной связи и впрямь не завершена. Впереди еще конкурсы на частоты в диапазоне 791–862 МГц, оптимально подходящие для федерального покрытия. Роскомнадзор разыграет четыре комплекта частот. Почти весь этот год участники рынка не сомневались, что их выиграют компании «большой четверки», но сейчас твердой уверенности в этом нет. Во-первых, до сих пор не ясно, по каким критериям будут определяться победители; Щеголев сказал лишь, что считает важным наличие у конкурсанта финансовых ресурсов (стоимость создания всероссийской сети LTE «Союз LTE» летом оценивал в 85,7 млрд руб. с учетом затрат на конверсию частот). Во-вторых, о планах поучаствовать в конкурсах заявляют и другие претенденты – к примеру, «Воентелеком».

Наконец, в 2012 г. ГКРЧ может разрешить строительство LTE-сетей на уже имеющихся у GSM-операторов частотах 1800 МГц – этого добиваются региональные компании Tele2 и СМАРТС. Такое решение увеличит число потенциальных участников рынка.