МТС отказалась от продажи дешевых телефонов

Розничная сеть МТС отказалась от широкого ассортимента мобильных устройств, оставив только те, которые стимулируют абонента больше пользоваться интернетом, приложениями и сервисами оператора. Это снизит выручку розничной «дочки» МТС, зато может повысить ее прибыльность
Д.Гришкин/ Ведомости

Салоны МТС переориентируются с низкорентабельных телефонов на смартфоны, модемы и планшеты, рассказала представительница компании Валерия Кузьменко. Соответственно меняются и ключевые показатели эффективности, исходя из которых рассчитываются премии сотрудников сети.

«Мегафон» хочет лидировать в продажах всех мобильных устройств – от дешевых телефонов и аксессуаров до дорогих ноутбуков и планшетов, передал через пресс-службу директор розничной сети «Мегафона» Михаил Золотовицкий. Люди часто покупают недорогие телефоны для детей или родителей, так что их тоже надо регулярно обновлять, считает он. «Мегафон» продает мобильные устройства себе в убыток: в 2011 г. его выручка от таких продаж выросла на 62,5% до 8,42 млрд руб., а себестоимость проданного оборудования – на 83,3% до 10,3 млрд руб.

Слишком мало для МТС. 7,2%

составила рентабельность по EBITDA «Связного» за 2011 г. У крупнейшего российского сотового ритейлера – «Евросети» в первой половине 2011 г. этот показатель составлял 7,3% (за год компания еще не отчитывалась). У МТС же в России рентабельность по EBITDA за девять месяцев 2011 г. составляла 42,4%.

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор связи. Основной акционер – АФК «Система» (53%). Капитализация (NYSE) – $17,57 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 9 месяцев 2011 г.): выручка – $9,3 млрд, чистая прибыль – $1,1 млрд.

Монобрендовую розницу для МТС начинал строить «Связной», и он следовал базовым принципам независимого ритейлера – наращивал продажи телефонов. Сейчас у МТС 4150 монобрендовых салонов, из них собственных – 2460. Но рост валовой выручки от продажи телефонов влечет за собой сопоставимый рост затрат, что снижает рентабельность всего бизнеса, передал «Ведомостям» вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко. Для операторской розницы важнее продавать те товары, которые увеличивают уровень использования услуг, а значит, выручку и прибыльность всего бизнеса в целом, объясняет он. И теперь, когда розница МТС прошла этап становления, компания корректирует стратегию продаж и переориентирует розничную «дочку» РТК на продажу операторских сервисов, финансовых услуг, смартфонов и планшетов. В краткосрочной перспективе это может обернуться сокращением выручки от розницы, но затем МТС выиграет за счет роста потребления data-трафика и увеличит среднюю выручку на абонента, уверен Савченко.

По информации источника, близкого к розничной сети МТС, количество проданных сетью телефонов начало снижаться еще со второго полугодия 2011 г. По итогам всего 2011 года было продано на 2% меньше обычных телефонов, чем в 2010 г., а в IV квартале 2011 г. снижение по сравнению с тем же периодом 2010 г. составило 23%, знает он. Зато продажи смартфонов выросли за год в 1,5 раза, в IV квартале 2011 г. эти устройства обеспечили около 26% продаж. В результате квартальная рентабельность всей МТС прибавила до 1 п. п., знает источник. Представитель МТС это не комментирует.

«Вымпелком» хочет привлекать качественных абонентов, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева, но и таким абонентам нужны разные устройства. В дальнейшем оператор намерен расширить спектр сервисов, доступных в его розничной сети, и продуктовую линейку и внедрить адресное предложение дополнительных услуг клиентам, исходя из его профиля, рассказывает Айбашева.