Технологии
Бесплатный
Игорь Цуканов
Статья опубликована в № 3063 от 20.03.2012 под заголовком: Онлайн-бронь на $10 млн

«ВТБ капитал» вложился в онлайн-туризм

«ВТБ капитал» возглавил консорциум инвесторов, который в конце прошлой недели инвестировал $10 млн в крупный российский проект онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru

Департамент венчурных инвестиций «ВТБ капитала» с партнерами инвестировали $10 млн в Oktogo, рассказал «Ведомостям» управляющий директор департамента Айдар Калиев. Это второй этап инвестиций в проект: еще в 2010 г. фонды Mangrove Capital Partners, Ventech и ABRT приобрели за $5 млн неконтрольный пакет размером более 20%. Поучаствовали они и во втором раунде, закрытом в конце прошлой недели, но вложили меньше, чем «ВТБ капитал», говорит Калиев. Большая часть инвестиций пришлась на «ВТБ капитал», хотя разница «не в разы, а на проценты», уточнил главный аналитик ABRT Андрей Гершфельд.

«ВТБ капитал» выбрал Oktogo по нескольким причинам, объясняет Калиев. Во-первых, объемы российского туризма должны расти, особенно в преддверии зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 г., который пройдет в России. А Oktogo как раз активно развивает инфраструктуру внутреннего туризма – подключает гостиницы (в том числе не работавшие через интернет) к своей базе данных, после чего пользователи могут бронировать в них номера. Сейчас в базе данных Oktogo 140 000 отелей за рубежом и более 2500 в России, но оборот Oktogo в 2012 г. (должен вырасти до $30 млн с прошлогодних $10 млн) на 60% будет формироваться за счет бронирования российских отелей, ждет основатель и гендиректор Oktogo Марина Колесник.

Во-вторых, продолжает Калиев, «ВТБ капитал» поверил в команду основателей проекта. Колесник работала в конце 1990-х гг. в Data Art, тогда владевшей Mail.ru, и написала первый бизнес-план для Mail.ru, онлайн-туризмом она начала заниматься еще в Data Art, а в 2010 г. с членами семьи и нынешним техническим директором Oktogo Артемом Захаровым создала собственный проект. Его соинвесторами стали основатель крупного европейского портала онлайн-бронирования CEO Odigeo Хавьер Перез-Тенесса и основатель OLX (сайт бесплатных объявлений и форумов) Хосе Мартин.

И в-третьих, «ВТБ капитал» заинтересовала бизнес-модель Oktogo. Для клиентов сервис бесплатный, а зарабатывает он на отчислениях, которые платят ему отели, – по словам Колесник, 10–15% с каждого договора. Ежемесячно через сервис проходит 8000–10 000 бронирований, средний чек по России – $220, за рубежом – $300.

Весь бизнес Oktogo «ВТБ капитал» и его партнеры оценили примерно в $30 млн (postmoney valuation), говорят три человека, близких к участникам сделки. То есть совместно инвесторы могли получить около 33% компании. В «ВТБ капитале» и ABRT это не комментируют, Калиев говорит лишь, что представители банка войдут в совет директоров Oktogo. Партнер Mangrove Дэвид Варокье не ответил на письмо «Ведомостей».

Более 50% российского рынка бронирования отелей контролируют турагентства, корпоративные заказчики и зарубежные сервисы вроде Booking.com, оценивает директор по развитию Ozon.travel Дмитрий Яковлев. По охвату российских отелей Oktogo уже может соперничать с Booking.com (Booking.com предлагает 1600 гостиниц в России). Но у россиян более востребованы зарубежные отели, продолжает Яковлев, пользователи Ozon.travel бронируют их в 65% случаев. Среди клиентов Oktogo самые популярные направления – это российские города, в первую очередь Москва и Петербург, возражает Колесник: «Это нормальное явление, всегда жители страны имеют самый большой спрос на отели своей же страны».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать