Навигаторы российских брендов теснят зарубежных конкурентов


В 2011 г. россияне купили 1,52 млн навигаторов – на 22% больше, чем в 2010 г., подсчитала аналитическая компания Smartmarketing. Первые пять мест по продажам заняли бренды из России и СНГ: Prestigio, Explay, Prology, Lexand и Texet, на них пришлось 82,5% продаж в натуральном выражении. Западные и азиатские компании впервые не вошли в топ-5, отмечает Smartmarketing. Например, американская Garmin, в 2010 г. занимавшая 4-е место (7,5% продаж в натуральном выражении), спустилась на 9-е (2,4%).

Реальная доля Garmin – 7–10%, считает представитель «М.видео» Антон Пантелеев, но это единственный западный бренд, сохранивший заметные позиции на рынке. В «М.видео» Garmin замкнула в 2011 г. первую пятерку поставщиков навигационного оборудования (места с 1-го по 4-е – у локальных брендов). В топ-5 «Связного» европейские и азиатские производители не входят: уже несколько лет на рынке представлены исключительно российские компании, говорит представитель ритейлера Елена Ноготкова. Доля россиян на рынке навигаторов всегда была высокой, а в 2011 г. их позиции еще укрепились, отмечает представитель «Евросети». Средний российский навигатор подешевел в 2011 г. почти на 15% до 3500 руб., а зарубежные аналоги стоят не меньше 6000 руб., объясняет он. Лидерами продаж в штучном и денежном выражении в «Евросети» стали в 2011 г. навигаторы Prology, Prestigio и Oysters.

За 2011 г. в России продано 145 000 навигаторов Garmin – впятеро больше, чем насчитала Smartmarketing, возмущен директор по маркетингу «Навикома» (представляет интересы Garmin в России) Владимир Зенин. «Навиком» работает в премиум-сегменте, где цена – не ключевой фактор выбора, добавляет он.

По данным Smartmarketing, 1-е место на российском рынке в 2011 г. занял бренд Prestigio (компания-производитель зарегистрирована на Кипре, но создана гражданами Белоруссии и управляется российскими менеджерами). Россия – ключевой рынок для Prestigio, говорит ее исполнительный директор Юрий Антошкин. По качеству навигаторы локальных брендов ничем не отличаются от зарубежных – и те и другие собирают на одних и тех же фабриках в Юго-Восточной Азии, объясняет он. У локальных брендов в России гораздо более агрессивная рекламная и маркетинговая политика, чем у заграничных, еще недавно полагавших, что в России их знают так же хорошо, как в Европе, говорит Антошкин. Наконец, на большинство российских навигаторов предустановлены российские же карты – как правило, «Навитела», которые точнее западных и покрывают большее пространство России, добавляет он.

Локальные, в том числе российские, бренды лидируют во многих сегментах рынка электроники и бытовой техники, считает президент Golder Electronics (бренд Vitek) Андрей Деревянченко. Они более гибкие, чем транснациональные конкуренты, и быстрее принимают решения – в частности, обновляют модельный ряд, считает он.