Статья опубликована в № 3069 от 28.03.2012 под заголовком: Помощь на $20 млрд

Как расширить интернет-доступ в России

Член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты (ТПП), заместитель гендиректора «Связьинвеста» Михаил Лещенко предлагает разработать госпрограмму, стимулирующую развитие в России широкополосного интернет-доступа (ШПД). Самим операторам не справиться, считает он: цена вопроса – $10–20 млрд
А.Махонин / Ведомости

Об обращении Лещенко в комитет ТПП «Ведомости» узнали от самого топ-менеджера. Он предлагает вынести на обсуждение комитета вопрос о способах господдержки ШПД в России. Уровень проникновения ШПД в России, по данным Telegeography, – 39%, а в развитых государствах – свыше 70%, констатирует Лещенко. В то же время множество исследований (например, World Bank) доказывают, что развитие ШПД напрямую влияет на экономику, продолжает он: рост проникновения на 10% увеличивает ВВП на 1,2–1,4 п. п. – повышаются производительность труда и квалификация работников, бизнес тратит меньше времени на общение с чиновниками и т. д.

Чтобы сделать ШПД по-настоящему общедоступным и высокоскоростным, нужно потратить $10–20 млрд, но для операторов это неподъемные инвестиции, считает Лещенко. Например, МТС в 2011 г. инвестировала в мобильные и фиксированные ШПД-сети $2,6 млрд, говорит ее представительница Валерия Кузьменко.

Президент США Барак Обама еще в феврале 2011 г. представил план создания общенациональной сети беспроводного ШПД, на которую госбюджет выделяет $18 млрд. Госинвестиции в развитие ШПД утверждены в Великобритании, Испании, Франции, рассказывает Лещенко, но возможны и другие способы поддержки – например, включение ШПД в перечень универсальных услуг (убытки от которых компенсируются из средств специального фонда) или налоговые льготы. Выбор за правительством, считает топ-менеджер.

Вопрос включен в повестку заседания комитета по инвестиционной политике ТПП 16 апреля, говорит председатель этого комитета – cоветник руководителя администрации президента России Антон Данилов-Данильян. Сначала надо разобраться, какие проблемы сдерживают развитие ШПД – экономические, законодательные или правоприменительные; потом можно готовить предложения для правительства, говорит он.

Представитель Минкомсвязи вчера не смог прокомментировать ситуацию.

Для быстрого распространения ШПД в России нужно в первую очередь решить вопрос с инфраструктурой, передал «Ведомостям» гендиректор «Вымпелкома» Антон Кудряшов. На густонаселенных территориях, где операторы и сами активно строят сети, нужно снижать административные барьеры. А в труднодоступных и малонаселенных районах важно, по его мнению, наличие бытовой инфраструктуры, абонентских устройств и экономические стимулы для операторов. В мире для этого используется и механизм универсального обслуживания, и разные формы частно-государственного партнерства с привлечением средств государственных специализированных фондов и программ, и налоговые преференции, перечисляет представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина; кроме того, используются непрямые формы поддержки, когда система отраслевого регулирования нацелена на создание благоприятных условий для операторов, обеспечивающих доступность услуг ШПД. В населенных пунктах с населением менее 20 000 жителей проекты строительства оптоволокна не имеют приемлемых сроков окупаемости, а живет там 25% населения, так что помощь государства необходима, согласна пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина.

У 60% населения России возможность подключиться к интернету все-таки есть, замечает вице-президент ТТК Светлана Шамзон. Даже более чем у 80% – они могут воспользоваться мобильным 3G-доступом от МТС, говорит Кузьменко. Но в малонаселенных пунктах потребность в интернете еще не сформирована, в том числе из-за отсутствия у людей возможности приобрести компьютер, продолжает Шамзон. Исправить ситуацию могло бы государственное стимулирование производства недорогих и надежных компьютеров, считает она. А операторы, готовые развивать ШПД в отдаленных регионах и городах с населением менее 50 000 человек, вправе рассчитывать, по ее мнению, на налоговые и иные преференции.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать