TNS посчитала аудиторию электронных денег

Аналитическая компания TNS впервые исследовала российскую аудиторию систем электронных денег. Выяснилось, что это второе по популярности средство платежей в интернете, а самой ходовой электронной валютой оказались «Яндекс.Деньги»

Лидером по размеру аудитории среди разных систем электронных денег в сентябре 2011 г. – феврале 2012 г. являлись «Яндекс.Деньги»: ими воспользовались 2,1 млн человек (15% населения России внутри выборки TNS). За ними «Qiwi кошелек» и Webmoney (по 10% населения), PayPal (6%) и «Деньги@Mail.ru» (2%). Пользователи «Яндекс.Денег» оказались еще и самыми лояльными: 44% из тех, кто пользовался кошельками этой системы в последние полгода, не обращался к другим системам. «Qiwi кошелек» (38%) на 2-м месте, Webmoney – на третьем (32%).

Разбогатели в сети. 140

млрд руб. – на такую сумму пополнили электронные кошельки россияне в 2011 г., по предварительным оценкам ассоциации «Электронные деньги». По сравнению с 2010 г. эта сумма удвоилась.

Эксперты TNS опросили 3500 российских ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­лей от 18 до 45 лет, проживающих в городах с населением свыше 800 000 человек. За полгода с сентября 2011 г. по февраль 2012 г. хотя бы один платеж электронными деньгами совершили 3,9 млн пользователей, вошедших в очерченный TNS круг респондентов. В итоге электронные деньги оказались вторым по популярности платежным средством в рунете: хотя бы раз за полгода ими воспользовалось 27% населения крупнейших городов России (внутри выборки TNS).

Самым популярным средством платежей в интернете стали пластиковые карты (35% респондентов), на 3-м месте – программы интернет-банкинга (17%).

С точки зрения осведомленности респондентов о разных способах платежей картина получилась несколько иная: больше всего опрошенных (93%) первым делом вспомнили о платежных терминалах, а электронные деньги практически поделили 2-е место с банковскими картами (88 и 85% соответственно).

Аналогичных исследований российского рынка электронных денег еще не было, это первое, говорят его участники. В России действует ассоциация «Электронные деньги» и ей удалось выработать единый критерий для оценки рынка в целом – объем пополнения кошельков, но эти данные ничего не говорят о размерах аудитории, признает гендиректор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина. Ей давно хотелось увидеть независимую оценку рынка в категориях пользователей и теперь такая оценка существует, довольна Завалишина.

PayPal не раскрывает количество пользователей по отдельным странам, но видит устойчивый рост использования системы в России, передала «Ведомостям» представитель компании Сара Горман. Представитель Mail.ru Group затруднился прокомментировать результаты, полученные TNS, сославшись на неясность методики подсчета. А близкий к «Деньги@Mail.ru» источник полагает, что TNS просчиталась, оценивая аудиторию этой системы: у нее более 1,5 млн зарегистрированных пользователей. О достоверности таких исследований трудно судить, но TNS – уважаемая компания, так что Webmoney приняла эти данные к сведению, говорит ее директор по развитию Петр Дарахвелидзе. Количество и оборот платежей в самой Webmoney растет, по его словам, примерно на 5% в месяц.

Рейтингование платежных систем путем опроса пользователей – сомнительный метод, считает председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли и совладелец Qiwi Борис Ким. Платежные системы имеют объективные показатели – прежде всего оборот и число клиентов, их и надо сравнивать, уверен он.