МТС заработает на приложениях

МТС договорилась с Google о разделении доходов от продажи приложений, которые покупают абоненты оператора в онлайн-магазине Google Play. Аналогичные переговоры с крупнейшим в мире поисковиком ведут «Вымпелком» и «Мегафон»
А.Аникина/ Ведомости

О соглашении МТС с Google «Ведомостям» рассказали два источника, близких к участникам переговоров. Пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко подтвердила информацию, отметив: это первое соглашение такого рода на рынке Восточной Европы. Представитель Google отказался от комментариев.

МТС будет устанавливать виджет магазина Google Play на своих брендированных смартфонах, работающих под управлением операционной системы Android, рассказывает Кузьменко (всего в 2011 г. МТС продала 1,1 млн брендированных аппаратов, или 17% от общих продаж). Взамен Google предоставит МТС специальный раздел онлайн-магазина, в котором оператор сможет продвигать свои и партнерские мобильные приложения. А главное – Google будет отчислять МТС 25% доходов, которые получает от продажи платных приложений пользователям мобильных устройств МТС, говорит близкий к МТС источник. Общий объем продаж приложений Google Play в России в ближайшие три года составит 1,5–2 млрд руб., оценивает он.

Сотрудничество на аналогичных условиях с Google обсуждает «Мегалабс» – дочерняя компания «Мегафона», говорит представительница оператора Юлия Дорохина. «Вымпелком» тоже договаривается с Google, но о другой схеме партнерства – когда покупка приложений из Google Play оплачивается со счета абонента, через операторский биллинг, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Эта услуга будет доступна для всех абонентов, использующих смартфоны Android, обещает она. Сейчас приложения оплачиваются, как правило, банковской картой и это часто удерживает человека от покупки, объясняет Айбашева; если же деньги можно будет переводить с мобильного счета, продажи платного контента значительно вырастут. Для «Вымпелкома» выгода двойная: он будет зарабатывать и на комиссии от платежей, и на росте 3G-трафика, объясняет Айбашева. МТС и Google тоже изучают возможность оплаты приложений в Google Play с мобильного счета МТС, говорит Кузьменко.

Примеры подобного сотрудничества в мире уже есть. Например, в 2011 г. аналогичное соглашение с Google подписала норвежская Telenor. Американская Verizon получает компенсацию от некоторых крупных интернет-компаний за то, что предлагает пользователям систему доставки контента, адаптированную под все мобильные устройства. Это прецедент в развитии отношений между мобильными операторами и OTT-компаниями (Over-The-Top – компании, распространяющие мультимедиа-контент через интернет, а не сеть оператора), передал «Ведомостям» вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Один из актуальных для операторов рисков – риск потери части доходов от дополнительных услуг на фоне стремительного развития независимых интернет-сервисов и построение единой экосистемы положительно влияет и на операторов, и на ОТТ-компании, говорит Лацанич. Тему перераспределения доходов от телекоммуникационных компаний в пользу участников интернет-рынка активно обсуждали и на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне в начале марта 2012 г. Топ-менеджеры Vodafone, AT&T и China Mobile заявили, что считали бы логичным, чтобы крупные интернет-сервисы стали им платить за гарантию качества связи и скорость доставки их контента.

На первых порах доходы от продажи приложений будут крайне незначительными в общей структуре доходов операторов, уверен аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Но важен сам факт того, что операторам удается договориться с интернет-компаниями: таким образом выстраивается новая структура рынка, где ценообразование смещается от OTT-компаний к операторам.