Иностранцев обяжут поддерживать российскую навигацию

Правительство собирается обязать производителей электроники и автоконцерны использовать в России отечественную систему спутниковой навигации «Глонасс». Большинство современных гаджетов уже поддерживают эту систему, а автоконцерны готовятся к ее внедрению
В.Баранов/ Ведомости

Правительство будет настаивать, чтобы иностранные компании в России использовали оборудование системы «Глонасс», пообещал вчера Владислав Сурков. «Нашим сигналом пользуется весь мир – и мы все-таки будем просить и настаивать на том, чтобы при работе в России использование системы «Глонасс» было бы обязательным, т. е. на уровне чипов и т. д.», – цитирует агентство «Интерфакс» слова Суркова, выступавшего на совещании с производителями чипсетов для мобильных устройств, оборудования и программного обеспечения. По словам вице-премьера, требование использовать «Глонасс» затронет автоконцерны и производителей оборудования связи. Он уверен, что эта мера не является протекционистской, ведь «Глонасс» уже можно использовать во всем мире, и, к примеру, Applе поддерживает эту технологию в последних телефонах iPhone и планшетах iPad. Сурков пообещал иностранцам советоваться с ними каждый раз при обсуждении этого вопроса.

Компания Qualcomm уже выпускает чипсеты с поддержкой GPS и «Глонасс» и поставляет их производителям мобильных устройств, сказал «Ведомостям» руководитель российского представительства Qualcomm Михаил Крылов. Правда, производители телефонов не всегда активируют поддержку «Глонасс», предусмотренную чипсетом, потому что операторы связи – один из основных каналов продаж мобильных телефонов в развитых странах – не видят на нее спроса, добавляет Крылов.

Большинство последних моделей смартфонов и планшетных компьютеров уже снабжены гибридными чипсетами. Например, американская Apple одной из первых интегрировала чипсет с поддержкой GPS и «Глонасс» в новую модель iPhone 4S. Телефоны, поддерживающие обе системы, быстрее определяют местоположение при включении навигации и точнее находят координаты устройства, сообщали ранее эксперты Qualcomm.

Поддержка «Глонасс» не сильно удорожает производство. Гибридные чипсеты в последнее время подешевели: в 2008 г. такой чипсет мог стоить $250, а в 2011 г. его стоимость снизилась до $20, говорил ранее «Ведомостям» гендиректор «НИС Глонасс» Александр Гурко.

Идею использования «Глонасс» автопроизводители уже давно обсуждают с правительством в рамках специально созданной рабочей группы, отмечает представитель Mercedes-Benz Андрей Родионов. Но комментировать ее по сути он отказался. Крупные автоконцерны, например Ford и BMW, уже работают над технической поддержкой «Глонасс», рассказывает Дмитрий Лощинин, возглавляющий компанию Luxoft (разрабатывает программное обеспечение, в том числе для крупнейших автоконцернов). По его словам, производители встраивают системы навигации в автомобильные информационно-развлекательные системы, которые в ближайшие годы будут устанавливаться во все машины среднего класса. В дорогих автомобилях такие системы работают уже сейчас, добавляет он.

«Глонасс» будут снабжены и автомобили отечественного производства. К 2015 г. в них также будет устанавливаться система «Эра Глонасс», которая автоматически оповещает аварийные службы о чрезвычайных ситуациях. Соответствующей договоренности месяц назад достигли Минпромторг, Минтранс и российские автопроизводители. Этот проект будет совместим с аналогичным европейским проектом ECall, говорит Гурко из «НИС Глонасс» (оператор проекта «Эра Глонасс»). По его оценкам, с помощью такой системы можно будет спасти более 4000 человек в год. Например, при срабатывании подушек безопасности специальный терминал автоматически передаст по каналам сотовой связи сигнал об аварии вместе с координатами машины. Поддержка «тревожных кнопок» и систем, подобных «Эре Глонасс», позволит заработать скорее программистам, а не производителям оборудования, считает Лощинин.

Требование поддержки «Глонасс» будет распространяться на автопроизводителей и не затронет россиян, которые захотят приобрести машину за рубежом, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.