Билл Гейтс не поверил в «читалки»

Инженеры Microsoft создали прототип собственной «читалки» еще в 1998 г., но не похожий на Windows интерфейс устройства не понравился владельцу компании
Билл Гейтс/ Daniel Acker/ Bloomberg

Основатель и основной акционер Microsoft Билл Гейтс в 1998 г. лично поставил крест на проекте электронных «читалок». Об этом сообщает на своем сайте журнал Vanity Fair в анонсе статьи про Microsoft, которая выйдет в следующем номере в августе. По данным ее автора Курта Эйхенуолда, инженеры Microsoft создали прототип собственной «читалки» еще в 1998 г., намного раньше конкурентов. Однако Билл Гейтс заявил разработчикам устройства, что оно не подходит Microsoft. «Ему не понравился интерфейс, потому что он не был похож на Windows», - цитирует Эйхенуолд одного из разработчиков.

Группу создателей «читалки» переключили на программирование модулей для Office, а технологическое подразделение перестало заниматься разработкой новаторских устройств и принялось заниматься идеями, у которых сразу можно оценить будущие прибыли или убытки. Один из основателей технологического подразделения - Стив Стоун вспоминает, что вместо планирования продуктов для 2003-2004 гг. пришлось переключиться на разработку товаров и технологий, которыми можно было бы торговать еще в 1999 г.

Бывший сотрудник подразделения Microsoft Office рассказывает, что главным препятствием для выпуска «читалки» стал сенсорный экран. «Office предназначен для ввода с клавиатуры, а не стилусом или пальцем, - рассказывает он, - здесь показали себя в деле все личные предрассудки». По мнению топ-менеджеров Microsoft, концентрация на Windows и Office раз за разом удерживала их от поддержки новых, зарождающихся технологий. «Windows была богом — все было предназначено для работы с Windows», - рассказывает Стоун.

Эйхенуолд пишет, что общение с бывшими и нынешними сотрудниками показало: система менеджмента, известная как рэнкинг, — программа, которая обязывает каждое подразделение делить своих сотрудников в определенных пропорциях на самых успешных, хороших сотрудников, середняков и отстающих, — эффективно заблокировала способности Microsoft заниматься инновациями. «Каждый бывший и нынешний сотрудник Microsoft — каждый — называл рэнкинг самым разрушительным процессом в Microsoft, чем-то заставившим покинуть компанию немалое число сотрудников», - пишет Эйхенуолд. «Если в вашей группе 10 человек <...> не важно, как хорошо работает каждый из вас, двое получат замечательные отзывы, семеро — средненькие и один — ужасные отзывы, - заявил журналисту бывший разработчик ПО. - Это приводит к конкуренции людей друг с другом, а не с другими компаниями». Бывший разработчик Microsoft Брайан Коди заявил Эйхенуолду, что отзывы о работе описывали не то, как он мог бы улучшить качество своей работы, а потребность улучшить его заметность среди других менеджеров.

Бывший старший менеджер по маркетингу Microsoft Курт Масси говорит, что Microsoft стала этаким технологическим Sears [американская сеть магазинов] — в 40-60-х она была модной, а сейчас это просто огороженная пустыня. «Раньше в компании показывали пальцем на IBM и смеялись, - говорит бывший сотрудник Microsoft Билл Хилл. - Теперь они сами превратились в то, что раньше их отталкивало».