«Ростелеком» обещает заменить бренд «Скайлинка» на собственную марку

Самостоятельное существование «Скай линка» подходит к концу: его активы распределятся по филиалам «Ростелекома», который отказался от централизованного управления мобильными сетями и уже простился с руководившим ими Владиславом Швайбовичем
Астапкович Владимир/ ИТАР-ТАСС

«Связьинвест» стал владельцем 50% «Скай линка» (а де-факто всех 100%, так как еще 50% у самого «Скай линка») осенью 2010 г., обменявшись активами и долгами с АФК «Система». А в апреле 2011 г. операционный контроль над сотовой компанией получил «Ростелеком»: ее гендиректором стал директор «Ростелекома» по управлению и развитию беспроводных сетей Владислав Швайбович.

ЗАО «Скай линк»

Группа операторов сотовой связи. Акционер: «Связьинвест» (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 455,8 млн руб., чистая прибыль – 492,36 млн руб.

Вчера акционеры «Связьинвеста» одобрили передачу сотового оператора «Скай линк» 100%-ной «дочке» «Ростелекома» – «Мобител» в обмен на 1,91% обыкновенных акций «Ростелекома», сообщил госхолдинг. В результате пакет «Связьинвеста» в «Ростелекоме» увеличится до 45,3%. А «Скай линк» в ближайшее время будет интегрирован в «Ростелеком», говорит представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина.

В феврале 2012 г. Швайбович ушел из «Скай линка», реструктурировав его долги и вернув рентабельность на положительный уровень. А с конца июня, по словам Кирюхиной, он не работает и в «Ростелекоме»: блок беспроводных сетей расформирован. Швайбович вчера подтвердил, что его уход связан с реорганизацией.

За полтора года, пока Швайбович руководил мобильными активами «Ростелекома», они перешли на единый бренд, ввели общероссийский пакет тарифов и услуг, были заключены федеральные соглашения с «Евросетью» и «Связным». Швайбович говорит, что ему предлагали остаться в «Ростелекоме», сменив должность, но он предпочел «выгодное предложение» со стороны.

Менеджеры расформированного блока переместятся в другие блоки корпоративного центра – технический, коммерческий и др., говорит Кирюхина. А управление мобильными активами переходит теперь на уровень макрорегиональных филиалов: такая структура больше подходит универсальному оператору, объясняет Кирюхина.

Практически так же управление мобильными активами было устроено до реформы «Ростелекома», когда они еще принадлежали межрегиональным компаниям «Связьинвеста» (присоединены к «Ростелекому» в апреле 2011 г.). Объединенный «Ростелеком» встал перед выбором – создавать единого мобильного оператора или интегрировать сотовые активы внутрь самого себя. Теперь выбор сделан, сотовые компании интегрируются в бизнес «Ростелекома», говорит Кирюхина.

Централизованное руководство мобильными активами было необходимо на первом этапе, но с началом строительства 3G-сети стало очевидным, что невозможно все вопросы решать из Москвы, поэтому решили вернуться к модели, когда за сотовый бизнес отвечают руководители макрорегиональных филиалов, добавил менеджер «Ростелекома».

На рынке доминируют федеральные игроки и отдавать развитие сотовых активов на региональный уровень не очень логично, считает аналитик Номос-банка Евгений Голосной. Практика показывает, что наиболее успешны компании с матричной структурой, когда существует двойное подчинение, как на уровне макрорегионов, так и напрямую – соответствующему блоку на уровне корпоративного центра, говорит он.